5. ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ШКОЛЫ: ОБУЧАЕМ И ВОСПИТЫВАЕМ В БИБЛИОТЕКЕ.

СОЛОВЬЕВА Софья Ильинична,
директор ИБЦ ИПКРО Республики Саха (Якутия), отличник образования РС(Я)


МОДЕЛИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНЫХ БИБЛИОТЕКАРЕЙ

В Республике Саха (Якутия) на протяжении ряда лет идёт моделирование педагогической деятельности школьных библиотек. В определённый период должность библиотечных специалистов в образовательных учреждениях республики называлась педагог-библиотекарь. С того времени основная работа школьной библиотеки рассматривается как педагогическая, а, следовательно, специалистам пришлось её заново осмысливать, обдумывать, проектировать, намечать педагогические цели, вести контроль за их достижением, осваивать современные педагогические технологии и проецировать их на библиотечную деятельность. Несомненно, трудно идти первыми, не имея возможности опереться на научные разработки, приходится создавать теоретические основы педагогической деятельности библиотек, основываясь лишь на собственной практической деятельности.

Сегодня мы рассматриваем школьные библиотеки как центры информации, знаний и досуга. И работа этих центров направлена на педагогические цели содействия освоению технологий приобретения знаний, методик поиска и использования информации, ассимиляции мультикультурного пространства образования. Наш подход строится с учетом следующих принципов:
1. Каждый школьный комплекс должен иметь собственную библиотеку.
2. Школьная библиотека (ШБ) занимает центральное место в школьном комплексе.
3. ШБ помогает школе в организации учебного процесса, обеспечивая книгами и информационными материалами, содействует повышению интеллектуального уровня учеников, поддерживая их самостоятельность, умение мыслить, формируя исследовательские навыки.
4. ШБ рассматривается как библиотека открытого доступа для всех категорий школьного коллектива и должна предоставлять возможности для работы отдельным лицам, группам и целым классам.
5. Фонды ШБ (количественно и качественно) зависят от потребностей школы и формируются с учетом требований учебных программ и видов рекреационной деятельности учащихся.

В связи с тем, что школьный библиотекарь у нас рассматривается как педагог, его деятельность включает два компонента: традиционный библиотечный и инновационный педагогический. Зачастую, и традиционную библиотечную деятельность можно рассматривать как педагогическую. Так, например, работа по выдаче учебников вполне традиционна, но превращается в педагогическую, когда библиотекарь начинает работать с учебно-методическим комплексом: формирует его, моделирует набор входящих в него материалов в зависимости от того, кто и с какой целью осуществляет запрос. Процесс опережающего информирования участников учебного процесса также может быть эффективен лишь при наличии у библиотекаря определенных педагогических знаний. Библиотеки ведут в соответствии с учебныыми планами библиотечные уроки, используя уже имеющиеся программы и разрабатывая собственные. Примеров этого много в наших публикациях.

Педагогической составляющей стала и воспитательная функция школьных библиотек, включающая как традиционные направления (патриотическое, эстетическое, экологическое воспитание и т.п.), так и новые (правовое, валеологическое и т.д.).

В качестве инновационной мы рассматриваем разработку деятельности научных читальных залов, поддержку лабораторий интеллектуального развития. Большой вклад в развитие данного направления внесла Любовь Михайловна Гаврильева, подготовившая программу эксперимента “Формирование научных залов в условиях сельских школ как фактор совершенствования информационно-развивающей среды в области образования и педагогики”. Опыт управления библиотечным делом в системе образования Амгинского улуса, позволил ей не только осуществить открытие научных залов, сформировать научные фонды в школьных библиотеках на селе, но и изучить результативность их работы. Исследование показало значительный рост в Амгинском улусе не только количества педагогов, занимающихся научно-исследовательской работой, но и числа учащихся, увлекшихся ею.

В настоящее время мы ставим перед ведущими специалистами библиотек образовательных учреждений задачи проведения научных исследований в области педагогической деятельности школьных библиотекарей. Очень надеемся на помощь ведущих вузов культуры страны, их профессионалов-педагогов, которые будут осуществлять научное руководство этим процессом.

Вместе с тем, считаем ценными и собственные научные разработки, в частности, профессиограмму “Педагог-библиотекарь”, подготовленную в нашем институте и опубликованную в сборнике аналогичных документов для педагогических работников.

ПРОФЕССИОГРАММА педагога-библиотекаря *

1. Педагогический блок
- Законы РФ, Республики Саха (Якутия) “Об образовании”, “Об учителе”, “О правах ребенка”.
- Новые педагогические термины.
- Знание методики внеклассной работы.
- Общая эрудиция.

2. Психолого-библиотечный блок.
- Психология возрастных особенностей детей и юношества. Индивидуально-психологические особенности учащихся.
- Мотивы посещения библиотеки.
- Мотивация чтения.
- Типология читателей. Структура читательского контингента.
- Роль информации в жизни людей и место информационной потребности среди других потребностей человека.


Далее
на главную

Используются технологии uCoz