ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА КАК КОМПОНЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ (продолжение) В педагогической сфере деятельности школьные библиотеки не теряют своей самобытности и решают свои специфические задачи:
В ГОСТах федерального и регионального уровней, в Концепции и программе развития образования Свердловской области отражена система педагогических норм и ценностей, которая является главным ориентиром в работе, как для учителей, так и для школьных библиотекарей, а именно: личностно-ориентированный, гуманистический, демократический характер образования, признание уникальности личности, ее права на уважение. Таким образом, именно личность – цель, субъект, результат и главный критерий педагогического процесса. Концептуальная основа создания и развития школьной библиотеки базируется на соответствующих этому принципах:
Личностный подход реализуется в форме диалога и требует от библиотекаря как педагога владения методами межличностного общения, речевой культуры, педагогической компетенции. Диалог является средством реализации предметно-информационной и ценностно-ориентированной составляющих качеств образования (возможность поделиться знаниями, быть услышанным и понять реакцию на высказанное). Диалог способствует коммуникативной деятельности, т.к. формирует навыки обмена мнениями, согласования точек зрения. Диалогический подход в единстве с личностным и деятельностным составляет сущность гуманистической линии в образовательном процессе. Библиотекарь – участник педагогического процесса, т.к. он взаимодействует с обучающимися с целью передачи социального опыта. Формы взаимодействия могут быть разными: индивидуальными, групповыми, урочными, внеурочными. Примером групповой формы организации библиотекой педагогического процесса является урок, библиотечный урок, ставший необходимым условием развития медийной компетенции учащихся, воспитания культуры чтения. Индивидуальная форма общения ученика и библиотекаря, равноправное сотрудничество – суть повседневной работы библиотеки. Библиотекарь, как и педагог, осваивает различные технологии и методы обучения. Владение методами обучения необходимо в различных ситуациях:
|