МИХАЛЬЧЕНКО ЕЛЕНА ПАВЛОВНА

ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА КАК КОМПОНЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ (продолжение)

В педагогической сфере деятельности школьные библиотеки не теряют своей самобытности и решают свои специфические задачи:
- сохранение историко-культурного наследия,
- обеспечение доступа к информации,
- развитие медийной компетенции обучающихся,
- документальное обеспечение учебного процесса.

В ГОСТах федерального и регионального уровней, в Концепции и программе развития образования Свердловской области отражена система педагогических норм и ценностей, которая является главным ориентиром в работе, как для учителей, так и для школьных библиотекарей, а именно: личностно-ориентированный, гуманистический, демократический характер образования, признание уникальности личности, ее права на уважение.

Таким образом, именно личность – цель, субъект, результат и главный критерий педагогического процесса. Концептуальная основа создания и развития школьной библиотеки базируется на соответствующих этому принципах:
партнерства и приоритета интересов пользователей;
личностно-ориентированного, диалогового стиля обслуживания, проецирующего самореализацию, самоутверждение, творчество обучающихся;
формирование ценностных ориентаций, а отсюда – поискового поведения учащихся, осознанного читательского вкуса.

Личностный подход реализуется в форме диалога и требует от библиотекаря как педагога владения методами межличностного общения, речевой культуры, педагогической компетенции.

Диалог является средством реализации предметно-информационной и ценностно-ориентированной составляющих качеств образования (возможность поделиться знаниями, быть услышанным и понять реакцию на высказанное). Диалог способствует коммуникативной деятельности, т.к. формирует навыки обмена мнениями, согласования точек зрения. Диалогический подход в единстве с личностным и деятельностным составляет сущность гуманистической линии в образовательном процессе.

Библиотекарь – участник педагогического процесса, т.к. он взаимодействует с обучающимися с целью передачи социального опыта. Формы взаимодействия могут быть разными: индивидуальными, групповыми, урочными, внеурочными.

Примером групповой формы организации библиотекой педагогического процесса является урок, библиотечный урок, ставший необходимым условием развития медийной компетенции учащихся, воспитания культуры чтения.

Индивидуальная форма общения ученика и библиотекаря, равноправное сотрудничество – суть повседневной работы библиотеки.

Библиотекарь, как и педагог, осваивает различные технологии и методы обучения. Владение методами обучения необходимо в различных ситуациях:
- При объяснении нового материала или его повторении, закреплении. Здесь нужно демонстрировать владение вербальными методами – рассказ, объяснение, беседа (диалог), консультирование, работа с книгой.
- При выработке учебных умений и навыков. Здесь используются упражнения, практические работы – показ использования справочно-библиографического аппарата книги, библиотеки, привитие умений и навыков пользования энциклопедическими и справочными изданиями и т.д.
- При организации общения читателя и библиотекаря. Здесь идет разработка и внедрение определенных моделей педагогического общения, применение различных его стилей.

Далее


Используются технологии uCoz
на главную