МИХАЛЬЧЕНКО ЕЛЕНА ПАВЛОВНА

ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА КАК КОМПОНЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ (окончание)

Все это помогает приблизиться к основной цели педагогической деятельности школьной библиотеки: через подготовку квалифицированного читателя к формированию духовно богатой личности.

В своей практике библиотекарь использует и разрабатывает не только методы, но и технологии, которые трактуются как совокупность и последовательность методов и процессов, позволяющих получить продукт с заданными свойствами.

Методы и процессы становятся технологиями, если:
- четко сформулирована цель и методы контроля ее достижения;
- определен конечный результат;
- имеется обратная связь.

Примером разработки собственной технологии можно считать, например, составление тематико-типологической модели фонда школьной библиотеки гимназии №210 “Корифей”. Она аккумулирует принципы технологического подхода к формированию фонда с учетом его педагогического назначения. Этот документ включает рубрики, отражающие 5 основных линий содержания образования по национально-региональному компоненту ГОСТа: культурно-историческая линия (человек и культура), социально-правовая линия (человек и общество), информационно-методологическая (человек и информация), экологическая (человек и природа), валеологическая (человек и здоровье).

Роль школьной библиотеки в создании условий реализации национально-регионального компонента стандарта заключается не только в профильном комплектовании фонда, привитии учащимся надпредметных, общеучебных умений и навыков, но и в постоянном общении с педагогами школы, сотрудничестве с методическими объединениями учителей. Выявляя и обеспечивая информационные потребности учителя, библиотекарь становится его консультантом при составлении “Рабочей программы педагога по реализации ГОСа НРК” в части программного и учебно-методического обеспечения реализации ГОСа.

Взгляд на школьного библиотекаря как на пассивного поставщика информации уходит в прошлое. Появилась необходимость в обновлении форм сотрудничества педагогов и библиотекарей школы на основе определения общего проблемного поля и создания совместных программ, направленных на эффективное использование образовательных ресурсов и возможностей библиотеки.

Становление библиотекаря как участника образовательного процесса, профессионального партнера педагогов подтверждается и общностью современных профессиограмм учителя и школьного библиотекаря. И та, и другая предполагают наличие следующих умений:
- конструктивных (умение анализировать, прогнозировать конечный результат деятельности),
- организаторских (умение организовать работу библиотеки в целом, управлять отдельными ее технологическими циклами, умение включать детей в различные виды деятельности),
- коммуникативных (умение устанавливать контакты с администрацией, педагогами, детьми, общаться, включая такт, правильную речь и пр.),
- проектировочных (умение планировать педагогическую деятельность, учитывать ее, использовать дидактические материалы),
- гностических (умение вести самообразование, самосовершенствование).

И библиотекарь, и учитель должны обладать такими качествами как способность к инновационной деятельности, любовь к детям, гражданская ответственность, интеллигентность, духовная культура, физическое здоровье, самоотдача, потребность в постоянном самообразовании.

Все чаще рассматривают школьного библиотекаря как педагога и специалисты органов управления образованием. Свидетельство тому – участие библиотекарей в педагогических чтениях, в проведении комплексной системы аттестации по единым правилам и требованиям, как для педагогов, так и для школьных библиотекарей. (Библиотекарям не делается скидки даже в части инварианта – социально-профессиональной компетентности!).

Все приведенные аргументы и доводы позволяют, как мне кажется, констатировать образовательно-развивающую функцию школьной библиотеки и рассматривать ее сотрудников как профессиональных партнеров педагогов, а саму библиотеку как важный компонент педагогической системы образовательного учреждения.



Используются технологии uCoz
на главную