6. ИКТ КАК ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕЛИ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ.

Овсянникова Людмила Павловна,
библиотекарь высшей категории, зав. библиотекой ГУ СОШ № 43, г. Павлодар, Республика Казахстан


Школьная библиотека на пути инноваций
(из опыта работы)

Для достижения высокого качества образования и подготовки молодежи к работе в условиях информационного мира казахстанская система образования периодически обновляется. Современные цели и задачи школьной библиотеки созвучны разработанной и принятой в Казахстане Государственной программе развития образования на 2005-2010 гг. Главным и незыблемым условием остается умение учиться, критически мыслить, искать, перерабатывать и правильно применять информацию. Большую роль в этом играют педагогический поиск учителей школы и работа школьной библиотеки, которая является своеобразным олицетворением педагогического поиска.

Главной задачей, осуществляемой коллективом нашей школы, является не только передача ученикам знаний, но и формирование нравственных позиций учащихся, личностно-ориентированный подход к обучению, создание условий для самореализации, самовыражения, самоопределения личности по технологии Г. Селевко. Школьная библиотека тоже включена в этот процесс.

Библиотека существует, как и школа, с 1973 года. Все изменения, которые происходят в обществе и школьном образовании, вносят изменения в деятельность и организацию школьной библиотеки. Я работаю заведующей библиотекой 9 лет, и меня всегда привлекало все новое и неизведанное, инновационное, что появлялось в печати. Переосмыслив содержание библиотечной работы, я стала искать новые подходы к работе и пришла к необходимости инновационных изменений в школьной библиотеке.

Модернизация библиотеки началась с изучения и анализа опыта деятельности библиотек, работающих нестандартно, расширяющих свои функции, разрабатывающих и внедряющих различные модели современной системы информационного и справочно-библиографического обслуживания педагогов и учащихся. Путь моих инноваций сложился от простого к сложному: компьютеризация, новые формы мероприятий, информационная культура, семейное чтение, автоматизация технологии школьной библиотеки.

Основная и, пожалуй, единственная возможность осовременить школьную библиотеку – ее компьютеризировать. После приобретения первого компьютера, хоть и старенького, мы решили многие практические работы: оформление выставок, подготовка актов и прочее. Но главным достижением было то, что администрация поняла важность и необходимость компьютеризации школьной библиотеки, и мы получили более новый компьютер, принтер, ксерокс и сканер. Дальше – больше, мы получили мультимедийный проектор. После этого я увлеклась новыми формами мероприятий – компьютерными презентациями, которые позволяют даже традиционные формы работы превратить в удовольствие. Постепенно собралась довольно приличная коллекция презентаций к различным массовым мероприятиям, библиотечным урокам.

Наш небольшой опыт позволил прийти к выводу, что библиотечно-компьютерная система в школьной библиотеке должна быть проста в обращении и комфортна. Следует очень внимательно относится к формированию электронных информационных ресурсов библиотеки. Для удовлетворения самых разнообразных информационных потребностей пользователей-детей можно использовать и библиографические, и фактографические, и полнотекстовые базы данных. Уникальные возможности для более качественного обслуживания учащихся представляют сегодня электронные издания на CD-ROM. Такие учебники и учебные пособия могут оказать большую помощь в освоении детьми дисциплин школьной программы. У детей всех возрастов вызывает живой познавательный интерес возможности мультимедиа технологии, когда учебный материал позволяет увидеть все процессы в движении, с элементами анимации и музыкой. Наша библиотека приступила к формированию фонда электронных документов, имеется уже более 50 компакт-дисков, появились первые аудиокниги[1].

Внедрение компьютерной техники в повседневное библиотечное обслуживание заставило по-новому взглянуть на вопросы информационного обслуживания учителей и школьников, определить новые направления [2]. Наше внимание было обращено и на формирование информационной культуры школьников, воспитание умений и навыков работы с любой информацией. С 2006 года мы ввели спецкурс «Основы библиотечно-информационной культуры» для учащихся 10-11 классов по собственной авторской программе [3]. Цель занятий – сформировать и развить базовые умения и навыки по основам библиотечно-библиографической грамотности[4]. Анкетирование выпускников показало, что такие навыки, как умение работать с книгой и грамотно пользоваться библиотекой, помогают им в дальнейшей учебе. В ходе занятий со старшеклассниками пришло понимание того, что интерес к чтению должен быть приобретен в начальной школе, поэтому мы пытаемся достичь его, работая в триедином союзе – первоклассники, их родители, библиотекарь[5].

Далее

Используются технологии uCoz
на главную