Овсянникова Людмила Павловна

Школьная библиотека на пути инноваций
(из опыта работы)
(продолжение)

Девизом работы нашей школьной библиотеки в последние годы стали слова А.С. Пушкина: «Чтение – вот лучшее учение». В 2007/08 учебном году школьная библиотека совместно с педагогическим коллективом разработала целевой комплексный проект «Мама, Папа и Я – читающая семья». Основные цели и задачи проекта: создание информационно-педагогической поддержки мотивации чтения школьников; организация сотрудничества «ученик – родитель - библиотекарь»; возрождение традиции семейных чтений; повышение культуры чтения в семье; приобщение учеников к регулярному чтению детской литературы и посещению школьной библиотеки [5]. Материалы этого проекта были помещены на сайте 1 сентября «Открытый урок». Фестиваль педагогических идей 2007-2008 [6].

Новый 2008-09 учебный год начался с внедрения недавно приобретённой автоматизированной информационно-библиотечной системы «МАРК-SQL» (версия для школьных библиотек). Внедрение этой системы позволит нам обеспечить комплексную автоматизацию основных библиотечных процессов: комплектование литературы, систематизацию, обработку поступающих изданий, обслуживание читателей, учет библиотечного фонда. Это значительно улучшит комфортность и оперативность обслуживания наших читателей.

Внедрение информационных технологий, включающее ИНТЕРНЕТ, можно назвать эффективным инструментом инновационной деятельности школьной библиотеки, позволяющим вести поиск, оценку, разработку и применение библиотечных новшеств. Интернет распахивает двери в поистине необъятный океан информации: здесь и каталоги крупных библиотек, и обширные базы данных, и полнотекстовые документы, и научные работы. К сожалению, наша библиотека пока не имеет выхода в Интернет, приходится работать либо в кабинете информатики, когда там нет занятий, либо дома. Но руководство школы обещает в ближайшее время подключить библиотеку к Интернету.

Весь опыт моей работы, размышления о роли школьной библиотеки, знакомство с опытом коллег привели меня к мысли о целесообразности создания в школе единой структуры, аккумулирующей всю информацию об учебно-воспитательном процессе. Возникла настоятельная необходимость в кардинальных изменениях в организации информационной среды школьного образования. Школьная библиотека должна стать центром информационной образовательной среды школы. Что это подразумевает? Прежде всего, необходимо оснащение школьных библиотек компьютером и свободным доступом к Интернету для учащихся и учителей школы, затем установка электронного каталога, далее формирование фонда разнообразными видами информации: книгами, журналами, аудио-, видео-, мультимедийными средствами. Все это позволит реорганизовать библиотеку в современный тип школьной библиотеки - в библиотечно-информационный центр (БИЦ).

Библиотечно-информационный центр должен стать центром воспитания информационно грамотного, творческого человека – это новый этап развития школьной библиотеки. Основной целью создания БИЦ является более полное удовлетворение информационных потребностей учащихся и преподавателей школы, формирование познавательной и информационной культуры учащихся с помощью новых информационно-коммуникационных технологий. Учитель опирается в большинстве своем только на знания, полученные из книг. Но книга уже давно перестала быть единственным источником знаний и информации. Видео- и аудиоматериалы, компьютерные сети и программы разрушили ее информационную монополию. Поэтому основной миссией БИЦ должно стать справочно-библиографическое информационное обслуживание читателей на основе внедрения новых средств информационных технологий в учебный процесс.

Приоритеты в работе школьных библиотек могут быть разными – краеведение, здоровый образ жизни, эстетическое направление и т.д., но благодаря активному использованию ИКТ в различных сферах деятельности школьной библиотеки, современный библиотечно-информационный центр поможет решить большинство образовательных задач школы.

Деятельность в условиях компьютеризации и автоматизации требует от библиотекаря специальных знаний, которыми мы в большинстве своем пока не обладаем. В Казахстане нет еще специальной государственной программы информатизации школьных библиотек, и это сдерживает активное внедрение ИКТ во всех школьных библиотеках. Всё то, чего смогла достичь наша библиотека, стало возможным только благодаря поддержке администрации школы и педагогического коллектива, которые помогают мне и понимают, что все наши новшества нужны нашим детям. Большим подспорьем в работе являются также партнерские отношения с научной библиотекой Павлодарского государственного педагогического института. Сотрудники вузовской библиотеки осуществляют методическое сопровождение наших проектов, оперативно оказывают методическую помощь в ситуации профессионального затруднения. Наше сотрудничество строится не на административных процедурах, а на принципах профессиональной консолидации и социального партнёрства. Активное развитие школьной библиотеки, внедрение новшеств затруднительно без реальной методической поддержки и межбиблиотечного сотрудничества.

Далее

Используются технологии uCoz
на главную