4. ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ БИБЛИОТЕЧНЫЙ ЦЕНТР ШКОЛЫ КАК МОДЕЛЬ, СПОСОБНАЯ ОБЪЕДИНИТЬ ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

ФОМИЧЁВА Наталья Валентиновна,
зав. библиотекой СОШ №7, г. Михайловка Волгоградской обл.


КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ СОЦИАЛЬНО-АДАПТИРОВАННЫЙ ЦЕНТР «ДИАЛОГ»

Библиотека школы №7 является филиалом корпоративной информационно-библиотечной системы (КИБС). Идея позиционирования культурно-исторического направления в деятельности библиотеки и создания культурно-исторического социально-адаптированного центра «Диалог» принадлежит научному отделу УНПК и центральной библиотеке КИБС - библиотеке педколледжа. Выбор данной модели развития библиотеки поддержан администрацией ОУ, т.к. он не случаен.

Во-первых, актуальным является само развитие историко-культурной сферы: возросший интерес к истории, патриотизму, краеведению в обществе; многообразие исторических подходов к одной и той же проблеме в исторической науке; необходимость формирования культурных ценностей юных граждан страны. Образовательная политика страны направлена на реализацию этой темы. Целый ряд документов: Национальная доктрина образования в Российской Федерации, Федеральная программа развития образования до 2005 года, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, Программа развития воспитания в системе среднего профессионального образования на 2001-2005 годы, Федеральная программа «Молодежь России» на 2001-2005 годы, содержит основные принципы и направления воспитания патриота и гражданина.

Во-вторых, у школьной библиотеки есть возможности для того, чтобы организовать и поддерживать функционирование библиотечного культурно-исторического центра. Она бесплатна, общедоступна, универсальна по ресурсам и видам деятельности. Она ориентирована не только на удовлетворение информационных потребностей, но и на предвосхищение социальных ожиданий читателей школы. (Так, для того, чтобы узнать какую-то информацию вне уроков, дети, как правило, идут не в музей; чтобы узнать об истории искусства, не в выставочный зал, а в библиотеку.). В силу этого обстоятельства читатели «рассматривают любую библиотеку как главного хранителя культурной социальной памяти…»* К этому добавляется определенный интеллектуальный потенциал ее сотрудников, социальное начало в ее деятельности. Таким образом, в библиотеке появляется возможность удовлетворять потребности пользователей в осознании целостной исторической картины.

В-третьих, на выбор повлияли особенности самой школы, в которой изучению истории всегда уделялось большое внимание: она носит имя защитника сталинградской земли Р. Р. Ибаррури, здесь созданы краеведческий музей и комната боевой славы им. Р. Р. Ибаррури, выделены классы, где изучению истории уделяется большое внимание (гуманитарные, юридические и т. д.). Учителя, преподающие у нас историю и другие гуманитарные предметы, отличаются высоким профессионализмом, отмечены званиями «отличник народного просвещения», «заслуженный учитель». Это, безусловно, способствует повышению интереса учащихся к истории, глубокому изучению предмета, творческой, исследовательской деятельности учащихся.

И, наконец, в-четвёртых, сама библиотека постоянно занималась деятельностью, связанной с исторической тематикой, ориентировала на неё групповые, массовые и индивидуальные формы работы. (Не случайно наши старшеклассники спрашивают в библиотеке книги о Великой Отечественной войне, например, книгу А.Фадеева «Молодая гвардия», «просто так, для себя»!). Мы поддерживали постоянные связи с педагогами, музеем.

Однако работа в сфере культурно-исторической тематики не укладывалась в рамки просто клуба по истории, или в рамки одного из направлений, связанных с историей, культурой. Поэтому было принято решение не просто развивать дальше историко-культурное направление деятельности библиотеки, а профилировать его и к 2009 году создать на базе библиотеки культурно-исторический социально-адаптированный центр (далее КИСАЦ).

Создание КИСАЦ потребовало отражения в основных документах библиотеки усиленного внимания к данному направлению работы. Так возникли особые дополнения к традиционным целям, задачам и функциям библиотеки:
Цель КИСАЦ – информационно-библиотечная поддержка процесса воспитания гражданских и патриотических качеств у школьников посредством продвижения культурно-исторической информации формами и методами библиотечной работы.

Задачи КИСАЦ:
- расширение культурного, историко-краеведческого кругозора читателей;
- содействие патриотическому воспитанию;
- информационно-библиотечная поддержка возрождения народных традиций родного края;
- углубленное формирование фондов и рекомендация литературы гуманитарного, историко-краеведческого содержания;
- привлечение учащихся к её систематическому чтению;
- содействие активному использованию культурно-исторической информации в самостоятельной деятельности читателей;
- создание базы данных культурно-исторической тематики.

Далее

Используются технологии uCoz
на главную