5. ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ШКОЛЫ: ОБУЧАЕМ И ВОСПИТЫВАЕМ В БИБЛИОТЕКЕ.

АНИЦЫНА Татьяна Михайловна, ХАУСТОВА Вера Васильевна,
методисты БИЦ Красноярского краевого ИПКРО

Аницына Т.М.

Хаустова В.В.


ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНЫХ БИБЛИОТЕКАРЕЙ

Модернизация системы образования потребовала от библиотек общеобразовательных учреждений выработки новых стратегий деятельности, в первую очередь, существенным образом повлияв на реализацию их образовательной функции. Основная задача библиотеки сегодня – не просто дать доступ к информации, знаниям, идеям и культурным ценностям (что обозначено в Примерном положении о библиотеке ОУ, 2004 г.), но и научить молодое поколение россиян компетентно использовать возможности современных информационных ресурсов, как в школе, так и для последующего непрерывного образования в течение всей жизни. Это обуславливает необходимость владения библиотекарем не только традиционными профессиональными знаниями и навыками, но и значительным арсеналом иных знаний и умений, в том числе, педагогических и информационных.

Диагностика образовательных потребностей библиотечных кадров ОУ Красноярского края, проведенная в ходе их курсовой подготовки Библиотечно-информационным центром (БИЦ) нашего института, выявила, что одной из важнейших потребностей библиотекарей стала потребность качественного изменения собственной профессиональной деятельности на основе применения инновационных практик, ИКТ, проектных, педагогических методик. Несмотря на то, что официально в России пока нет должности «педагог-библиотекарь», практическая педагогическая деятельность библиотекарей расширяется и становится значимой частью профессии. Сегодня школьные библиотекари не просто занимаются сопровождением учебного процесса, а фактически выполняют педагогические функции, обучая информационному поиску, критической оценке информации, формируя информационную культуру учащихся.

Поэтому, когда КК ИПК РО начал целенаправленное образование учителей в области педагогического дизайна, мы весьма заинтересовались новым аспектом обучения.

«Педагогический дизайн» (англ. Instructional Design) – термин англоязычный . Слово instructional переводится: образовательный, воспитательный, учебный, а слово design: 1) план, замысел, намерение; 2) творческий замысел, планирование, конструирование; 3) чертеж, эскиз, модель, конструкция, рисунок; 4) композиция, искусство композиции; 5) дизайн, внешний вид, исполнение; 6) произведение искусства. По определению А.Ю. Уварова, педагогический дизайн – это систематическое (приведенное в систему) использование знаний (принципов) об эффективной учебной работе (учении и обучении) в процессе проектирования, разработки, оценки и использования учебных материалов.

Многие учителя общеобразовательных учреждений, освоив создание мультимедийных презентаций, анимации, сайтов, использование мультимедийных дисков, с энтузиазмом взялись за внедрение ИКТ в образовательный процесс. Но далеко не во всех случаях образовательный процесс от этого выиграл. В настоящее время стала актуальной задача научиться использовать ИКТ эффективно с точки зрения достижения поставленных образовательных целей.

Педагогический дизайн включает в себя анализ потребности в обучении, уточнение ожидаемых результатов учения, а также разработку системы средств (т.е. учебных материалов), позволяющих удовлетворить выявленные нужды, достичь поставленные цели.

Эти же задачи вынуждены решать и школьные библиотекари, поэтому для них знание основ педагогического дизайна просто необходимо. Освоение технологий педагогического дизайна поможет библиотекарям организовать свой педагогический процесс, учебные материалы так, чтобы они мотивировали учащихся, поддерживали их интерес к учебной, познавательной, поисковой работе. Применение процедур педагогического дизайна позволит эффективно использовать готовые электронные УМК на занятиях по формированию информационной культуры учащихся и разрабатывать собственные УМК для организации учебной работы по преподаваемому курсу.

К сожалению, мы выяснили, что для библиотечных работников до сих пор нигде подобная образовательная практика не была выстроена. И тогда БИЦ ИПК РО приступил к разработке оригинального проекта непрерывного образования «Педагогический дизайн в профессиональной деятельности библиотечных работников ОУ».


Далее

Используются технологии uCoz
на главную