6. ИКТ КАК ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕЛИ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ.

ДОЛГОЩЕЛОВА Татьяна Николаевна,
директор информационно-методического библиотечного Центра Архангельского областного ИППК

ИКТ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК

В современных условиях школьная библиотека становится не просто составной частью образовательного процесса, а идеальной средой для обучения, т.к. обладает основным ресурсом школы: информацией. Не случайно в последние годы стали много говорить об этой проблеме на самом высоком уровне: слишком велико оказалось проблемное поле у школьных библиотек - несоответствие ресурсов поставленным задачам.

Время диктует новые правила профессиональной деятельности школьного библиотекаря. От него ждут умений работы с электронными документами, современной техникой.

В 2004 году Архангельская область участвовала в проекте «Поставка компьютерного оборудования и медиатеки для библиотек основных и средних школ» на условиях софинансирования: получено 242 компьютера (51%)с версией для школьных библиотек автоматизированной информационно-библиотечной системы «МАРК–SQL».

К сожалению, «Руководство пользователя», приложенное к загрузочному диску, не вполне отвечает уровню подготовки большинства пользователей - библиотекарей ОУ. В настоящее время силами сотрудников ИМБЦ ИППК подготовлено собственное практическое пособие, представляющее переработанный вариант «Руководства». В нем работа с АИБС рассмотрена более подробно, сделаны акценты именно на те аспекты, по которым чаще всего у наших школьных библиотекарей возникают вопросы и затруднения.

В 2007 году началось обучение информационным технологиям библиотекарей ОУ в рамках проекта «Информатизация системы образования». Перед началом курсов в январе 2007 г. было проведено предварительное анкетирование с целью выявления потенциальных слушателей и определения уровня владения информационными технологиями и степени освоения АИБС «МАРК-SQL». К настоящему времени на курсах в рамках проекта ИСО прошли обучение 140 коллег из библиотек ОУ.

По итогам обучения специалистов в рамках проекта ИСО создается банк дидактических и методических материалов, в том числе и библиотечной тематики. Эти материалы размещаются в Интернете, где ими можно при необходимости воспользоваться. Они остаются также на электронных носителях в фонде ИМБЦ.

Среди представленных в Хранилище методических материалов есть и раскрывающие проблемы моделирования и профилирования деятельности библиотек ОУ. Это, например, презентации библиотечных работников г. Северодвинска: «Сказкотерапия – структура коррекционно-развивающего занятия»» С.В. Барыкиной, С(коррекционная)ОШ №15; «Развитие способностей учащихся через библиотечные мероприятия» Е.А. Дунаевой, МОУ СОШ №6, представляющие отдельные направления педагогической деятельности школьных библиотек.

К сожалению, приходится констатировать, что, несмотря на все наши усилия по обучению библиотекарей работе с АИБС, систематическая работа по созданию электронных каталогов в большинстве библиотек ОУ не проводится. Библиотекари заполняют базы данных эпизодически, исходя в основном из своих потребностей и при наличии «свободного» времени. Для этого есть целый ряд причин.

Первая причина – недооценка в образовательных учреждениях информационной функции библиотеки, которая заключается не только в предоставлении конкретной информации, но, главным образом, в обучении школьников самостоятельному ее поиску и предоставлении им (а также педагогам и родителям) условий использовать и совершенствовать полученные знания и умения на практике. Решение этой задачи в активном использовании поставленной компьютерной программы для создания современного электронного каталога и обучение школьников поиску информации с его помощью. Пока же мы наблюдаем преобладание в деятельности библиотеки ОУ так называемой « массовой работы», причем в худшем её варианте, дублирующем работу классного руководителя и педагога-организатора. Впрочем, полученные на курсах знания в области офисных программ библиотекари ОУ всё-таки используют для проведения массовых мероприятий с помощью презентаций. Но это только усугубляет дефицит времени на работу с электронным каталогом. Думается, что проблему эту необходимо решать с администрацией образовательных учреждений.

Вторая причина – кадровая. Здесь можно назвать и недостаточное кадровое обеспечение библиотек, отсутствие в типовых штатах должности «библиограф», и серьезный недостаток профессиональных знаний библиотекарей: практически не используются в повседневной библиотечной деятельности согласованные на международном уровне стандарты и руководства.

Далее

Используются технологии uCoz
на главную