4. ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ БИБЛИОТЕЧНЫЙ ЦЕНТР ШКОЛЫ КАК МОДЕЛЬ, СПОСОБНАЯ ОБЪЕДИНИТЬ ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

Пальгуева Галина Михайловна,
зам. директора Государственной областной детской библиотеки по научно-методической работе, г. Нижний Новгород.


Информатизация и чтение, что более …?

Кажется, Чернышевский говорил, не поручусь за точность, что чтение научной литературы спасает человека от невежества, а чтение литературы изящной - от бездуховности и безнравственности.

Значит ли это что-нибудь для нас, живущих уже в новом информационном обществе? В соответствии с реалиями времени мы видим, что меняются модели чтения и, соответственно, модели библиотек, как детских, так и школьных. Позитивное значение этого процесса в целом не подлежит сомнению, потому что в основе его лежат демократические принципы подхода к проблеме чтения.

Однако, в создавшейся относительно благоприятной ситуации возросшего внимания к проблемам чтения со стороны государства и общества, детские библиотекари уже отметили некое несоответствие. Создается впечатление, что сегодня решается проблема только информатизации.

Это очень серьезная, нужная работа. Несомненна значимость новых моделей школьной библиотеки, которые приобретают вид информационно–ресурсных центров и ставят своей задачей оказывать воздействие на уровень знания, успеваемости учащихся, а также образовательного уровня учителя.

На сегодняшний день информатизация – это только вопрос времени. Ее уже не остановить. Уже значительными темпами растет число компьютеризированных школ и библиотек. Она выполнит свое предназначение: создание единого информационного пространства. Информация к человеку приходит и уходит, а то, что в нем от нее остается, - это есть знания. Определенные усилия школьных и детских библиотекарей помогут учащимся самостоятельно добывать знание, формировать и обогащать интеллектуальный багаж.

Вместе с тем, давно замечено, что когнитивный уровень сознания, отнюдь не переходит автоматически на духовный и поведенческий. Далеко не всегда выступают в единой связке понятия: информация - знания – духовность. Вытекает ли духовность из знания? Отнюдь, не всегда. Значительно в большей степени гарантировано формирование духовности в процессе творческого чтения изящной литературы.

Увы, приходится констатировать, что информатизация сама по себе не гарантирует решение проблемы собственно чтения. Чтения как духовного процесса формирования личностных характеристик человека, его жизненных ценностей под влиянием чтения, в особенности чтения художественной литературы.

Более того, многие по-настоящему серьезные проблемы чтения, оказались в тени шумной, внешне привлекательной информатизации, они снова становятся невидимыми и … снова не решаются.

Далее

Используются технологии uCoz
на главную