Пальгуева Галина Михайловна

Информатизация и чтение, что более …? (продолжение)

Не упустить бы момент, чтобы уточнить термины и развести эти понятия: информатизация и чтение. Развести, не для того чтобы разделить, а для того, чтобы понять, в чем они могут дополнить друг друга, не подменяя друг друга.

Сам термин «чтение» трактуется по-разному, и многие уже не рассматривают его как доминанту в шкале мировоззренческих ценностей, а словосочетания «кризис чтения», «проблемы чтения» от частого в последнее время употребления становятся проходными, сохраняя в основном свою внешнюю, не всем четко понятную оболочку. Утверждение «дети не читают» понимается иногда очень упрощенно: не берут книги в руки, не прочитывают тексты, заданные в школе по программе. Зачастую только на этом основании приоритеты отдаются насыщению библиотек компьютерами и электронной продукцией. При этом выплескивается вместе с водой и ребенок, т.е. базовое понятие чтения, мотивы и цель чтения для всех и для каждого в отдельности.

На самом деле время сегодня диктует необходимость не только повышения знаний, но и духовности. В свете этого школьная библиотека вряд ли может быть только информационным центром. На равных основаниях она должна быть центром межличностного общения, а также своего рода педагогической экспериментальной площадкой для развития духовного и поведенческого уровня сознания, выработки в процессе обсуждения книг коммуникативных навыков детей и подростков.

К сожалению, проблем, мешающих реализации данного направления становится больше, чем проблем внедрения новых информационных технологий.

Самое главное - сегодня нам как никогда нужна качественная и доступная детская литература, чтобы было ЧТО творчески читать. Не менее, а, может быть, более всего нужны - читающие родители и читающие библиотекари, поскольку именно они формируют круг чтения, отношение к чтению.

В 2006 году научно-методическим центром Нижегородской ОДБ совместно с Центральными детскими библиотеками 14-ти районов области проведено библиотечное исследование: «Роль книги и чтения в жизни семьи в век новых технологий».

В соответствии с замыслом исследования нарисован примерный портрет семьи, участвовавшей в исследовании. Это семья, состоящая из трех человек (58,4%), проживающая в селе (56,7%), в собственной квартире или доме (91%), где мама имеет высшее или среднее специальное образование, папа – среднее специальное образование, оба работают в госучреждении, дети от 12 до 15 лет учатся в школе.

Что же влияет на чтение и «нечтение» в семье? Как формируется круг чтения в семье? Насколько реально влияют родители на читательские пристрастия детей?

Наши наблюдения и исследования часто фиксируют, что взгляды родителей на чтение практически не оказывают влияния на литературные предпочтения детей.

Далее

Используются технологии uCoz
на главную