2. БИБЛИОТЕКА-МЕДИАТЕКА: НА ПУТИ К 20-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ.

ЧОЧИШВИЛИ Елена Евгеньевна,
зав.библиотекой Караваевской СОШ Костромского р-на Костромской обл.


НОВАЯ РОЛЬ БИБЛИОТЕКИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ

В наши дни перед школой ставится задача формировать у детей и подростков умение учиться и, главное, добывать информацию, перерабатывать ее, извлекать из нее необходимые знания и умело использовать их в своей учебной деятельности. При этом, специфика сегодняшнего дня в том, что книга, оставаясь одним из важнейших источников информации, перестала быть единственным источником знаний. Поэтому использование в библиотеке одних только бумажных изданий уже не может отвечать требованиям современного читателя. Это делает работу школьного библиотекаря и более объемной, и более функционально разнообразной, чем прежде. В обязанности современного школьного библиотекаря входят не только прием, обработка, учет, хранение и выдача художественной, учебной и методической литературы, но и аналогичная деятельность по отношению к нетрадиционным источникам информации, а также предоставление удаленного доступа к различным информационным ресурсам. Современная школьная библиотека - это место, где ученик, учитель и библиотекарь встречаются ежедневно для совместной работы, где на практике воспитывается потребность в знаниях, даются навыки поиска нужной информации, закладываются основы самообразовательной деятельности. Как следствие, хорошо организованная школьная библиотека является решающей предпосылкой успешной деятельности всей школы, а основное условие достижения этого - информатизация школьных библиотек.

Изменения в системе образования дают возможность не только существенно изменить само содержание работы, но зачастую и статус библиотеки. Положительный опыт участия нашей школы в различных информационно-коммуникационных проектах (Проект по линии ЮНЕСКО «Это наше время», проекты Ярославского центра телекоммуникаций и информационных систем образования, Биология (1 тур), Химия (2 тур) и ряд других) позволил пересмотреть статус и функции нашей школьной библиотеки. Нами была выбрана модель создания на базе школьной библиотеки нового подразделения – медиатеки как части школьного ресурсного центра. Для библиотеки была разработана программа развития, являющаяся частью общей стратегии развития школы. При определении путей преобразования библиотечной работы мы в первую очередь установили связь между программой развития школьной библиотеки и программой использования информационных технологий в школе.

Цель библиотечной программы: предоставление широкого спектра информационных ресурсов учащимся, что и в итоге должно привлечь их в круг постоянных пользователей библиотеки. Сегодня в библиотеке-медиатеке свыше 550 читателей.

План работы медиатеки составляется в соответствии с планом работы школы, планом работы центральной районной библиотеки, находящейся на территории нашего поселка и планом работы информационно-ресурсного центра школы, руководителем которого является заслуженный учитель РФ Запрудная Татьяна Павловна. Комплектование фонда медиатеки осуществляется в поддержку всех составляющих учебно-воспитательного процесса. Сейчас в медиатеке насчитывается 77 компакт-дисков по всем отраслям знаний. Разработанная нами модель информатизации школьной библиотеки определила, что использование ИКТ в работе проходит в трех направлениях: в ходе автоматизации библиотечных процессов, в образовательной и воспитательной деятельности.

Рассмотрим первое направление.
Автоматизация позволяет обеспечить:
- повышение качества обслуживания читателей за счет ускорения поиска и переработки нужной информации;
- эффективное управление библиотечным фондом;
- уменьшение объема рутинной работы (все бланки отчетов имеются в электронном виде, что дает возможность быстро вносить нужные изменения и сравнивать данные - вести статистику).

Автоматизация - процесс последовательный, поэтапный. Началом автоматизации нашей библиотеки можно считать организацию в 2004 году в читальном зале 3-х рабочих мест для учащихся и одного рабочего места библиотекаря. На компьютере библиотекаря установили программное обеспечение автоматизации работы школьной библиотеки «MARK- SQL». Все компьютеры были подключены к сети Интернет и к сетевому окружению школы, на каждый компьютер установлена Большая и Детская энциклопедии Кирилла и Мефодия. Библиотекарь прошел профессиональную подготовку по специализации «ИКТ в деятельности библиотеки образовательного учреждения АИБС «MARK-SQL».

Компьютер сразу же позволил свести до минимума затраты на делопроизводство. Были намечены и наиболее простые этапы работы с ИКТ, с которых начинается автоматизация библиотечных процессов. Но составление электронного каталога всего библиотечного фонда и автоматизация служебных процессов стали возможными только в текущем году, благодаря приобретению более мощного компьютера и новой программы «1С: Школьная библиотека», представляющая собой конфигурацию систем программ «1С: Предприятие». К сожалению, процесс введения созданной базы данных в новую программу требует дополнительных ресурсов (финансовых, временных, кадровых и других).

ИКТ позволили нам использовать ресурсы Интернет: для подготовки и проведения мероприятий по пропаганде чтения и книги, для оформления литературных газет и выставок. В настоящее время нами создана электронная папка с материалами по творчеству писателей и юбилейным датам.

Второе направление – образовательная деятельность. Библиотека активно обучает школьников работе с книгой и современной информацией. Основная форма – библиотечные уроки. Компьютер широко используется для технологической подготовки и проведения библиотечных уроков: создана презентация на тему «Структура книги» с использованием тестов, позволяющих быстро проверить полученные на уроке знания. Подготовлен ряд пособий, используемых на библиотечных уроках, появилась возможность поиска программ и разработок уроков в сети Интернет, что делает их более наглядными, порой интерактивными и, несомненно, более результативными.

Далее
на главную

Используются технологии uCoz