4. ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ БИБЛИОТЕЧНЫЙ ЦЕНТР ШКОЛЫ КАК МОДЕЛЬ, СПОСОБНАЯ ОБЪЕДИНИТЬ ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

ДУДОВА Людмила Васильевна,
к.филол.н., профессор, зав. кафедрой Московского института открытого образования (МИОО)


МОТИВЫ ЧТЕНИЯ И ЖАНРОВО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
(В статье использованы материалы социологического опроса «Что читаешь, Человек читающий», проведенного в ЗАО г.Москвы в 2007-2008 учебном году).

2007 год - Год чтения в России, отмеченный праздниками книги, форумами и фестивалями чтения, осмыслением данных социологических опросов и конференциям по проблемам чтения и состояния библиотечного дела, торжественно, на самом высоком уровне глав государств передал эстафету 2008 году - Году литературы и чтения в Содружестве Независимых Государств (СНГ).

К сожалению, Россия, некогда считавшаяся самой читающей страной мира, заметно сдала свои позиции. По данным Комиссии Совета Федерации по информационной политике за период с 1991 по 2005 гг. доля систематически читающей молодежи снизилась с 48% до 28%*. Среди взрослых (родителей наших учащихся) число активно читающих читателей стремительно падает и составляет менее четверти этой категории населения. По количеству времени, отводимого на чтение в неделю – 7,1 часа, мы уступаем место таким странам как Индия – 10,7 часа, Тайланд – 9,4, Китай – 8,0, Филиппины – 7,6, Египет- 7,5.

Психологи и специалисты по чтению выделили основные особенности человека, не читающего или читающего мало. Портрет такого человека имеет следующие черты. Чтение для него не является привычкой и потребностью. а обращение к книге и чтению случайно. Сам процесс чтения сводится только к поиску «полезной» информации. Все области жизни, связанные с миром книжной культуры (библиотеки, книжные магазины, театр, книжные выставки и др.), у него вызывают страх и отторжение, становятся закрытыми. Для учащихся, у которых не сформированы навыки чтения, характерна негативная реакция на школьное литературное образование и на любой вид учебной деятельности , предполагающей работу с книгой. У людей, мало или не читающих совсем, низка мотивация к самообразованию. Отсутствие сформированных навыков и привычки чтения у «нечитателей» порождает трудности в коммуникации и невысокий уровень качества самой коммуникации, речевой культуры. Круг общения этих людей состоит из таких же читающих мало. Очевидно: чтение заметно влияет на мир личности, качество коммуникации ее с внешним миром, в известной степени определяет социокультурное пространство человека в любом возрасте.

Так что же происходит сегодня с чтением в российской школе? В чем причины падения интереса школьников к чтению, является ли подростковый кризис чтения, приходящийся на возраст 12-13 лет, неизбежностью, можно ли преодолеть негативные тенденции в отношении к чтению, наблюдаемые в последние годы и возродить интерес к чтению? И, наконец, каковы мотивы чтения российских и, в частности, московских школьников?

Наши исследования показывают, что в основном мотивы эти совпадают с мотивами их зарубежных сверстников, но в ответах москвичей в большей степени сделан акцент на познавательные возможности книги. Книга не только пополняет словарный запас, но и позволяет правильно писать, дает возможность «путешествовать во времени и пространстве». Дети начальных классов убеждены, что в «книге содержится больше информации, чем по телевизору». Для российских школьников книга - это погружение в историю своей страны, один из путей приобщения к вечным ценностям (аксиологический аспект).

Практически все участники опроса отмечают, что чтение позволяет увидеть борьбу добра и зла, а книга порою является единственным и самым верным средством психологической помощи и поддержки: «Когда мне скучно, сажусь за книгу, и это меня веселит, просто грустно и хочется читать», «книга учит любить, дружить и верить в это». Для наших учащихся важно, что книга вызывает сопереживание, позволяет прожить много жизней, поставить себя на место литературных героев, ибо «читая, живешь другой жизнью», «книга-это кладезь ощущений».

Чтение книги для московских школьников - это погружение в особый художественный мир, в котором важно все: организация сюжета, поэтический язык, тематическое разнообразие.

Дети очень чутки к эмоциональному настрою книги. Они любят больше читать книги веселые, жизнерадостные, обладающие широкой эмоциональной палитрой («читаешь, и дух захватывает»). Учащихся начальной и основной школы привлекают сюжеты увлекательные и поучительные, юмористические и фантастические.

Далее

Используются технологии uCoz
на главную