ДУДОВА Людмила Васильевна

МОТИВЫ ЧТЕНИЯ И ЖАНРОВО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
(продолжение).

Таким образом, чтение воспринимается учащимися основной школы в разных аспектах. Это и вид деятельности, прежде всего познавательной, и творческий акт, в основном игровой, (читая, учащиеся проживают, поигрывают разные роли), и средство разрешения проблем, связанных с общением в кругу сверстников и со своими близкими (взаимоотношения отцов и детей, матерей и дочерей, старшего поколения, представленного бабушками и дедушками и современных ребят), и основа для формирования системы ценностей (любовь, дружба, вера). Обратим внимание, что большинство наших учеников не разделяет мнения о том, что книга – это форма развлечения. Напротив, они отмечают нехватку времени на общение с книгой, сетуя, что есть другие формы занятий (спорт, иностранные языки, музыка), отвлекающие от книги.

Мотивы обращения к книге во многом определяют и жанрово-тематический репертуар юных читателей. На первое место в этой возрастной категории выступают произведения, которые отличает мастерски выстроенный сюжет, динамичная фабула. К таким текстам относятся приключенческая литература, сказки, научно-фантастические произведения. Если сопоставить жанрово-тематические пристрастия учащихся и их родителей, которые в этом возрасте являются основными руководителями детского чтения, то становится не только очевидным влияние возрастного фактора, он, бесспорно, является определяющим, но фактора семейного.

По данным социологических опросов, проведенных Центром Юрия Левады, историко-приключенческая классика, к каковой бесспорно относятся произведения Р.Л.Стивенсона, Ф.Купера, Дж.Лондона, стоит на третьем месте в рейтинге взрослого чтения, пропуская вперед женский детектив и женскую прозу. Заметим, что последняя в ее детском варианте присутствует в чтении школьников и представлена Л.Чарской, Боженой Немцовой, В.Осеевой и др. Что же касается научной фантастики и жанра фэнтези, то дети активнее обращаются к этому жанру, чем взрослые читатели. У взрослых произведения этих жанров находятся во второй половине читательских предпочтений и выбираемы в основном мужской частью читателей. Для школьников гендерные различия в читательских предпочтениях не столь ощутимы : мальчики и девочки почти одинаково читают Ж.Верна, Дж.Роллинг, Д.Р.Толкиена и др.авторов этого жанра. С популярностью фэнтези может сравняться только сказка. Приключения сказочных героев Н.Носова, А.С.Пушкина, А.Волкова, перипетии несгибаемых персонажей произведений Стивенсона и смелых героев Жюля Верна вызывают отклик в душах читателей начальной и основной школы.

Эмоционально близкими для ребят являются неунывающие персонажи В.Драгунского, А.Линдгрен, Э.Успенского, А.Толстого, М.Твена. По мере взросления наблюдается смена героев. Ученикам 8 классов интересны герои «Капитанской дочки», особенно Маша Миронова, для мальчиков –подростков симпатичен образ Тараса Бульбы, а девушки говорят о героях Шекспира: Ромео и Джульетте.

Отметим, что перечень персонажей, вызывающих симпатии у шестиклассников и восьмиклассников, значительно короче, чем у учеников начальных классов, и уж совсем огорчительно, что порою они дублируют героев их младших коллег (Гарри Поттер, Чебурашка, персонажи сказок Киплинга).

Размышляя над читательскими предпочтениями юных москвичей, подчеркнем, что среди любимых героев преобладают в основном персонажи сказочные или персонажи столь любимого жанра фэнтези. Перечень героев-сверстников крайне ограничен: Алиса Селезнева, Том Сойер и героиня сказки «Королевство кривых зеркал» - Оля. С одной стороны, это отражение ситуации, сложившейся в детской литературе, с другой, реакция на перегруженность школьной программы произведениями, которые сложны для восприятия школьников в силу своей социальной, порою мало понятной учащимся проблематики. Трудность эта продиктована отсутствием социального опыта, с одной стороны, а с другой, недостатком знаний.

Мир условный, представленный в неоромантических произведениях позапрошлого века (Стивенсон, Жюль Верн, Киплинг), а также в жанре литературной сказки во множестве ее жанровых вариаций: сказочная повесть (А.Линдгрен, Л.Кэррол), сказочная история (Х.Х.Андерсен) и столь популярных фэнтэзи (Льюис, Толкиен, Роллинг), оказывается более близким детям в силу того, что эти произведения построены на борьбе добра и зла, апеллируют к архетипам сознания. Содержание этих произведений раскрывает неизбежность победы, пусть и порою с потерями, добра и света над злом, несправедливостью, жестокостью, тьмой. Детское сознание оптимистично, а потому и приоритеты жанровые тоже понятны. Но это только одна сторона медали. К сожалению, есть и другая.

Исследования показывают, что на формирование читательского репертуара все большее влияние оказывают СМИ и изменение условий формирования книжного рынка, который ориентируется порою совсем не воспитание культурного читателя, а на решение других проблем (но это тема для отдельного разговора). Этот факт- повод активизировать работу с читателем, особенно читателем-подростком, ибо, как считают специалисты, не научившийся читать к 12 годам, уже никогда не обратиться к книге.

Далее

Используются технологии uCoz
на главную