4. ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ БИБЛИОТЕЧНЫЙ ЦЕНТР ШКОЛЫ КАК МОДЕЛЬ, СПОСОБНАЯ ОБЪЕДИНИТЬ ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

САНГУЭСА Ирина Хуановна,
зав. библиотекой НОУ «Школа Сотрудничества», г. Москва


У БИБЛИОТЕКИ ШИРОКИЙ СПЕКТР РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Мне очень повезло, я родилась в читающей семье, и постоянно видела читающих родителей и их читающих друзей. Сама я читала, где только можно: под партой, в транспорте, с фонариком под одеялом, даже наказанная в углу. Роскошно было валяться с книгой при легкой простуде, когда тебя не уличат в безделье. И сегодня мне кажется, что тезис: «Наши дети не читают», или более глобально: «Народ совсем не читает», такой же миф, как и мысль: «Театр умирает», что была высказана ещё современниками Софокла и Еврипида. Но мы-то знаем, что и театры полны, и выставочные и концертные залы. Полны и книжные магазины, что для нас самое важное и отрадное. Попадая в публичные библиотеки, тоже вижу немало читателей, как взрослых, так и детей.

Активно посещают библиотеку и наши читатели – ученики первой в центре Москвы частной «Школы Сотрудничества». Но как же мы все загружены! И сколько дел у наших деток, помимо «Школы»: тут компьютер и телевизор, диски и дайвинг, бассейн и путешествие на Мальдивы, минифутбол, экскурсии, друзья. Требуют внимания родители, а ещё бабушки и дедушки… Ясно же, что ни одно правительство в мире не может прибавить к 24 часам в сутки ещё парочку на чтение! Об этом говорят сами дети, мои читатели.
- Что телевизор? Это же готовая картинка, её придумали без меня и за меня.
- А интернет?
- Конечно я могу скачать, - говорит шестиклассник Тема, беря у меня довольно серьёзную книгу посредневековью, - но это же буду не я.
- С книжкой я могу фантазировать, могу даже придумать другой конец, - рассуждают восьмиклассники.

А чтобы читать, нужно всегда иметь под рукой эту самую книжку. Вот мы и вернулись к основному: библиотечному фонду. И, чем богаче фонд библиотеки, чем реже читатель получает отказ на свой запрос, тем больше, интереснее и благодарнее наша работа.

Мне несказанно повезло и с самой школой, и с библиотекой, с её художественным фондом. Помимо книг по всем предметам школьной программы, здесь есть Диккенс, Стивенсон, Марсель Пруст, Френсис Баум, Дефо, Станислав Лем, А.Гайдар, Н. Носов и т.д. Тем не менее, с первого дня работы в библиотеке я стала спрашивать ребят и учителей, что ещё они хотят увидеть на библиотечных полках. Наряду с «Гарри Потером» Джоан Роллинг были названы книги Люка Бессонна об Артуре и минипутах, «Добывайки» Мери Нортон, «Молли Мун» Бирнг. Так же в фонде появилсиь не только все «взрослые» книги Людмилы Улицкой вместе с «Даниэлем Штайном, переводчиком, но и её очаровательные детские истории про воробья Антверпена, про кота Игнасия, «Детство сорок девять». Потом сами читатели стали приносить в дар прочитанные и понравившиеся книжки. Теперь в библиотеке есть и Дина Рубина, и Стивен Фрай, и Юрий Мамлеев с Дмитрием Быковым.

Когда у нас появились «Московская сага» В. Аксенова и «Дети Арбата» А. Рыбакова, сразу два пятиклассника попросили их почитать для своих бабушек. Я так и записали в формулярах: «для бабушки», чтобы не волновать слишком строгих проверяющих. Уж точно, никто не будет отрицать заразительности примера. Если ребенка окружают нечитающие взрослые, то даже замечательное стихотворение В. Берестова «Читалочка» с зачином «Как хорошо уметь читать…», останется только цитатой из букваря.

У нас дети несутся в библиотеку со звонком на перемену так же радостно, с шумом и гамом, как мы в детстве выскакивали после уроков на улицу. Полина из 9 класса, с удовольствием читающая Остин и Бронте, наткнулась в Интернете на имя Елизабет Бишоп. Никаких сведений, кроме имени, не почерпнув, она попросила меня что-нибудь найти об этой поэтессе. Девочка прекрасно знает, что я буду рыться в книгах, запрашивать другие библиотеки, пока не найду ответ, и он будет куда полнее и достовернее того, что она узнала в Интернете.

Недавно шестиклассницы прибежали с неожиданной просьбой, дать прочесть «ту книжку, что не понравилась однокласснику Вадику». Это оказались «Чудаки и зануды» Уильяма Старка. Сам же Вадик мне признался, что книжка-то ему понравилась, но, так как она про девочек и мальчиков, то «нечего девочкам знать о том, что он думает»! И тут возникает очень важный момент, о котором нужно помнить всегда: чтение – дело глубоко личное.

Как иногда мы, взрослые, бываем нетерпеливы и бестактны по отношению к нашим читающим детям! То не нравится нам бедный Гарри Потер, о котором мы сами не прочли ни строчки; то ворчим, что пора читать что-нибудь ещё, а не одних Стругацких. Одна мама вернула выбранную самим ребенком книгу из-за того, что такая есть дома, «пусть свою и читает». Или того хуже: интеллигентная и начитанная бабушка принесла «Молли Мун и волшебную книгу гипноза» Бинг со словами:
- Она давно уже лежит, а внук не читает.
Я потеряла дар речи, потому что не далее как вчера старший брат мальчика сказал мне по секрету:
- Мишка, как и я, читает под одеялом, но если узнает бабушка, будет скандал.

Далее

Используются технологии uCoz
на главную