Зуева Евгения Михайловна

МОДЕЛИРОВАНИЕ ШКОЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК ЗА РУБЕЖОМ

(продолжение)

В Республике Казахстан, «современные цели и задачи школьной библиотеки созвучны разработанной и принятой в Казахстане Государственной программе развития образования на 2005-2010 гг. Приоритетом национальной системы школьного образования является формирование личности, которая самостоятельно добывает знания, анализирует и использует информационно интеллектуальные ресурсы, генерирует идеи, развивается и успешно самореализовывается в условиях быстроменяющегося мира». (9)

Судя по материалам сети Интернет, в ходе модернизации школьными библиотеками используются и модель ИБЦ, и модель «библиотека-медиатека». Так, зав. библиотекой школы-гимназии г. Лисаковска (Костанайская обл.) И.Н. Дроздова выделяет информационные функции: «Школьная библиотека не только обеспечивает текущий учебный процесс и руководит чтением школьников, но уже сегодня является ресурсной базой обновления школьного образования, информационным центром для учителей. Библиотекарь стал посредником между информационными ресурсами и сложными запросами учителей предметников». (9).

Иным путем пошли в СШ № 4 г. Тайынша (Северо-Казахстанская обл.). «На базе нашей школы создана небольшая медиатека. В фонде нашей медиатеки информация предоставлена на бумажных ресурсах: книги, периодика, библиографические указатели, методические пособия, разработки, энциклопедии, словари, справочники. Ресурсы на СD: электронные учебники, хрестоматии. Аппаратные средства: компьютер с выходом в Интернет, принтер. Цель медиатеки: удовлетворение информационных потребностей участников образовательного процесса».(8).

Процесс моделирования библиотек ОУ Республики Казахстан осуществляется не только на уровне конкретных образовательных учреждений, есть опыт подобной деятельности и в масштабах области. Так, например, научная библиотека Павлодарского государственного педагогического института разработала инновационный проект «Модельная библиотека сельской школы» и в течение 2006-2008 гг. реализует его на базе Луганской средней школы. (13, с.10).

Моделирование школьных библиотек на Украине, а их в республике примерно 22 тысячи – проблема весьма актуальная. Об этом свидетельствуют многочисленные публикации в специальной прессе. (15, 16, 19, 20). Этот процесс, многогранный и разноплановый, поддерживается и направляется Государственной научно-педагогической библиотекой им. В.А. Сухомлинского. Одно из направлений - моделирование, ориентированное на эффективное использование компьютерной техники. Ю. Артемов, зав. отделом компьютеризации ГНПБ им. В.А. Сухомлинского, рассматривает «три модельные ситуации: компьютерный класс и персональные компьютеры в библиотеке существуют независимо друг от друга; компьютерный класс используется в первой половине дня для проведения уроков, а во второй – как составляющая часть библиотеки; в школе существует единый информационный центр – при библиотеке. В первой ситуации в школе возникнут два информационных центра: один, узко специализированный, при кабинете информатики, и второй – при библиотеке, т.е. по сути – ни одного. Согласно второй модели (так называемый «шведский вариант») требуется выделить для библиотеки помещение в непосредственной близости от компьютерного класса – буквально за стеклянной стеной. Кроме того, вряд ли директор школы отдаст такую чувствительную сущность как компьютерный класс в руки одновременно двум хозяевам: библиотекарю и учителю информатики. Так что такой вариант, скорее всего, следует рассматривать как временный и нежизнеспособный». (2). Третий вариант представляется автору статьи наиболее предпочтительным: «следует ожидать, что в Украине в школах последовательно будут применяться все эти модели. Надо только, чтобы смены моделей происходили на принципах вариативности и толерантности. Чтобы лишь степень профессиональной и информационной готовности влияла на смену моделей, и чтобы никакие личные пристрастия и коммерческие интересы не препятствовали естественному ходу процесса». (2).

Интересная специальная модель библиотеки разработана в школе-гимназии №2 г. Севастополя (Крым, Украина). С середины 2001 г. здесь действует Центр информационных ресурсов (ЦИР), ориентированный на специфические особенности информационно-библиотечной поддержки ОУ лингвистического профиля. Созданный на базе традиционной школьной библиотеки сегодня он имеет отдел обслуживания младших школьников, абонемент 5-11 классов, читальный зал, отдел иностранной литературы, зал массовой работы, который легко трансформируется в выставочный, видео- или конференц-зал, и книгохранилище». «Информационно-библиотечное обслуживание ведут 3 сотрудника, специалисты высокого уровня», определенные библиотечные функции возложены на преподавателей иностранного языка, в том числе и практическая работа по аналитико-синтетической обработке иностранной литературы. Влияние ЦИР на деятельность ОУ несомненно. Это, в частности, выбор проблемной темы школы-гимназии в 2003-2006 г.г. - «Создание информационного пространства современной школы», которая включала разработку разных аспектов: в 2003/2004 учебном году - «Информационная культура современного урока»; в 2004/2005 – «Информационная культура учителя»; 2005/2006- «Информационная культура гимназиста». Успешно работает спецсеминар для учителей «Информация в образовании», который уже 3 года проходит на базе ЦИР. Последний семинар прошел в январе 2007 г. по теме «Библиотечно-библиографическая грамотность – составляющая часть информационной культуры учителя». (4).

Многим участникам традиционных международных Крымских конференций знакома и иная модель школьной библиотеки, приближающаяся к поликультурному библиотечному центру. Это объединенная библиотека-музей СОШ № 1 г. Судак (Крым.Украина). «Наша библиотека помимо фондов литературы включает обширный краеведческий музей, выросший из музея книги. Его создавали на общественных началах. (…) Экспонаты музея органично вошли и в интерьер, и в практическую деятельность библиотеки. Здесь можно познакомиться со старинными изданиями, даже теми, что упоминаются в исторических и научных книгах. (…). Интересно посмотреть, что собой представляют клинописными глиняные таблички и новгородские берестяные грамоты, полистать путеводители по Судаку начала прошлого века и многое другое» (3, с.40).

Далее
на главную

Используются технологии uCoz