Зуева Евгения Михайловна

МОДЕЛИРОВАНИЕ ШКОЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК ЗА РУБЕЖОМ
Обзор публикаций 2002-2007 гг.(Окончание)

Зарубежный опыт моделирования библиотек многогранен. Так, рассказывая о школьных библиотеках США, Э.Р. Сукиасян отмечает, что «традиционная американская школьная библиотека на протяжении последних двух-трех десятков лет приобрела в качестве «спутника» совершенно новый тип библиотечно-информационного учреждения, называемый медиацентром. Первые в США медиацентры возникли в качестве самостоятельных учреждений, расположенных в микрорайоне, имеющем несколько школ, и привлекли школьников от 11-12 лет и старше. (…). По мнению специалистов, главным в их деятельности последовательно становится не образование, а развитие, в первую очередь – с привлечением новых информационных технологий. Школьники получают возможность самостоятельно работать на компьютерах, сканерах, использовать оптические диски различного назначения, в широких пределах – возможности Интернета». (20, с.56). К сожалению, цитируемая статья не позволяет сделать выводы о том, насколько распространены медиацентры в школах США, существуют ли они ныне как самостоятельные учреждения, параллельно или вместо школьных библиотек и т.п. Не дают ответ на эти вопросы и другие авторы. Так, например, директор Нижегородской областной детской библиотеки Н.И. Бочкарева пишет: «В медиа-центре Айова-Сити (это школьная библиотека с компьютерным классом) стоят компьютеры, которые сами американцы называют космическими, настолько необычный дизайн + невероятная степень защиты. И это в самой обыкновенной школьной библиотеке!». (5, с.133). В.Б. Антипова сообщает, что в США «школьные библиотечные медиацентры – подразделения школы, которые координируют и обеспечивают доступ к информации и строят свою деятельность совместно с учителями и учащимися, приучая последних к самостоятельности». Т.к. далее по тексту, наряду с понятием «школьные библиотечные медиацентры» как равноценное используется понятие «библиотека», весьма трудно судить о действующих и перспективных моделях школьных библиотек Америки. (1, с.124-125, 127). Вместе с тем, о многом говорит, например, такая информация: подготовка библиотекарей «в Институте библиотековедения и информатики Университета штата Айова (…) – ведется по специальности «Школьные библиотеки-медиацентры». Соответственно, выпускники приходят на работу в библиотеки и информационные центры в качестве детских библиотекарей, медиаспециалистов». (17, с. 45).

В Австрии «школьная библиотека – преимущественно информационный центр для всей школы, так как и учащиеся, и педагоги нуждаются в необходимой информации. Кроме того, школьная библиотека выполняет ведущую роль в рамках общей педагогической концепции школы, которая заключается в предоставлении необходимых материалов с позиции современных воспитательных требований». С учетом организационной структуры образовательного учреждения и современных ожиданий пользователей конкретные школьные библиотеки работают «в режиме различных центров по направлениям:
• медиа-информационному, научному;
• образовательному;
• пользовательскому;
• читательскому;
• коммуникационному;
• культурному».(18, с.217-218).

В Дании функционирует более 1700 школьных библиотек и «миссия школьных библиотек формулируется как «содействие всестороннему личностному развитию школьников, развитие их интересов к знаниям и чтению». (10, с.18). Здесь «с начала 1990-х годов доля книжных изданий в фондах библиотек становится меньше и возрастает доля аудиозаписей, компакт-дисков, видеокассет, обучающих программ, электронных учебников, энциклопедий».(10, с.117).

«Школьные библиотеки Германии очень разнообразны по своей структуре, но постоянно находятся в борьбе за «выживание», так как учредители – местные органы власти». Специалисты отмечают, что «особенностью немецких библиотек является наличие в них разнообразных настольных игр, предназначенных для детей». (10, с.220).

В Швеции в «школах встречается два типа библиотек – традиционные библиотеки и так называемые инфотеки (или медиатеки), объединяющие традиционную библиотеку, компьютерный класс, ресурсный центр школы» (10, с.114). Более подробно о шведской инфотеке пишет О.К. Громова, называя её «шведский вариант. Этот вариант почти не используется в нашей стране, возможно потому, что не описан в литературе. Смысл его заключается в том, что школа экономит на помещении для медиатеки и количестве компьютеров, размещая по соседству библиотеку с фондом на всех видах носителей и компьютерный класс. Смежная стена между классом и библиотекой застеклена. Класс имеет два выхода — в коридор и в библиотеку. Когда в классе идут уроки, дверь в библиотеку закрыта, а после уроков вход в компьютерный класс только через библиотеку. В самой библиотеке стоит служебный компьютер и 3—4 читательских, что по европейским нормам считается недопустимо мало на школу с 500—600-ми детьми. Общую сеть обслуживает один специалист по компьютерной поддержке. Если в медиатеке такой школы 3—4 сотрудника, то это тоже считается весьма немного для Швеции. Читальный зал собственно в библиотеке зачастую совсем маленький, но использование компьютерного класса и соседней с библиотекой так называемой “зоны тихих занятий” позволяет фактически увеличить помещение, используемое библиотекой»…. «Такой вариант организации школьной медиатеки применяется в Швеции для небогатых государственных школ, особенно в провинции». (7). Вместе с тем, «в стране развиты также межшкольные ресурсные центры, которые, как правило, включают разнообразную и учебную литературу, освобождая средства школьных библиотек и инфотек для приобретения художественных, справочных, популярных изданий». (10, с.115).

Финляндия. «При всей очевидности соответствия финской модели общественным потребностям, возникающим в контексте построения общества знаний, необходимо отметить функциональный, прагматический подход к библиотеке как источнику постоянно обновляемого знания, хранителю и транслятору культурного наследия. В результате возникает опасность превращения библиотеки в культурный супермаркет, использующий различные формы передачи знаний и организации досуга, информирования и общения. При этом библиотека утрачивает культуротворческие функции, обеспечивающие создание нового знания и воспроизводство культурных ценностей». (22, с.12).

Несомненный интерес представляет опыт реализации рассчитанного на три года проекта Goethe-Institut`а по созданию школьной библиотеки для венгерских цыган, обучающихся в гимназии им. Ганди в г.Печ/Фюнфкирхен на юго-западе Венгрии. В соответствии с проектом «совместными усилиями специалистов Goethe-Institut`а и их венгерских коллег в отремонтированных и заново оборудованных помещениях с применением новых технологий обеих стран была создана специальная мультимедийная библиотека. Она открывает цыганским детям путь к среднему образованию, обычно полный препятствий, так как подавляющее число школьников растет в семьях, где нет привычки читать книги». «Библиотека должна удовлетворить интересы воспитанников интерната, связанные с проведением свободного времени, создать среду, в которой маленькие цыгане могут получать информацию о собственной культуре, языке и истории».(13, с.6).

«В японском обществе все шире распространяется взгляд, что главной образовательной задачей школьных библиотек является воспитание любви к чтению».(10, с.119). Для нас чрезвычайно важен тот факт, что за рубежом не только декларируется, но и поддерживается на практике модель школьной библиотеки как подразделения с педагогическими функциями. В этом плане весьма показательно введение в штат школьных библиотек Японии должности библиотекаря-наставника. Причем «в проводимой ныне в Японии реформе школьного образования именно библиотекарь-наставник считается ключевой фигурой» (10, с.174).

Далее

Используются технологии uCoz
на главную