Зуева Евгения Михайловна

МОДЕЛИРОВАНИЕ ШКОЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК ЗА РУБЕЖОМ
Обзор публикаций 2002-2007 гг.(Окончание)

Аналогичные процессы можно видеть и в школах Австралии. Ещё в 1966 г. возникла здесь профессия учителя-библиотекаря. За последние годы в ходе исследовательской работы для неё сформулированы требования, определяющие как общие для всех учителей знания, умения и навыки, так и специфические. «При этом члены исследовательской группы исходили из того, что учителя-библиотекари представляют собой нечто большее, чем простая сумма учителя и библиотекаря».(10, с.179). В настоящее время квалифицированные учителя-библиотекари «продолжают оставаться ключевыми фигурами учебного процесса в австралийских школах». (10, с.182).

В цитируемом выше сборнике, обобщающем международный опыт, в разделе «Школьная библиотека – «сердце школы» в обществе знаний: роль в обучении» говорится: «В условиях развития информационного общества школьная библиотека постепенно становится центром образовательного процесса. Она является ресурсной инновационной площадкой – местом, где идет работа школьников и работа по проектам, идет процесс непрерывного обучения и консультирования школьников и преподавателей по работе с информацией – печатной, электронной, мультимедиа, электронными базами данных, Интернетом». Опыт стран, быстро продвигающихся к обществу знаний, показывает, что в школах, где развиваются инновационные подходы «одной из основных задач школьных библиотекарей является лидерство в качестве инициатора создания информационно-образовательной среды школы, помощника и организатора учителей и школьников в проектной деятельности» (10, с.49).

В некоторых материалах о зарубежных школьных библиотеках отмечается, что в ряде стран их роль и деятельность недооценивается. Насколько можно судить по публикациям, проблемы моделирования не стоят на повестке дня школьных библиотек Вьетнама и Китая (17, 25).

Следует отметить, что в отдельных зарубежных странах существует тенденция к координации и кооперации школьных библиотек. Так, например, в Японии «в 2004 г. был запущен новый проект: «Ресурсы школьных библиотек в совместном сетевом использовании». Этот проект стремится продвигать совместное использование фондов школьных библиотек и лучшие методы обучения, используя библиотечные базы данных и сети, развивать программы обучения для школьных учителей и учеников».(10, с.121).

Пожалуй, особо стоит выделить и упоминаемый в публикациях опыт США, где «происходит интенсивное объединение школьных библиотек конкретного района в большие центры с единым обслуживанием и расширением территории обслуживания и перечня предоставляемых услуг» (18, с.219). Подобная практика есть и на Кубе, где с 80-х годов прошлого века существует опыт создания единого библиотечного центра для библиотечного обслуживания пользователей нескольких школ.

Далее см. список литературы

Используются технологии uCoz
на главную