1. МОДЕЛИРОВАНИЕ ШКОЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ.

ОЛЕФИР Светлана Валентиновна,
зам директора МУК «ЦСДШБ» по автоматизации, г. Озерск Челябинской обл.


ДЕТСКИЕ И ШКОЛЬНЫЕ БИБЛИОТЕКИ В МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБРАЗОВАНИЯ: ВРЕМЯ РАБОТАТЬ ВМЕСТЕ

Задачи детских и школьных библиотек по информационно-образовательному обслуживанию в современном обществе близки друг другу, хотя имеют свою специфику. И, хотя ряд исследователей проблемы «библиотека и образование» отмечают необходимость размежевания функций между школьными и детскими библиотеками, определения сферы их ответственности перед читателем, проработки вопросов взаимодействия библиотек с системой образования, все очевидней становится главная стратегическая линия дальнейшего сосуществования детских, юношеских и школьных библиотек в информационном обществе, обществе знаний. Это их сотрудничество и модернизация и, как следствие, повышение качества работы с учетом постоянно меняющихся социальных, экономических и прочих условий.

Формы сотрудничества детских и школьных библиотек могут быть различны. В г. Озерске Челябинской области деятельность Централизованной системы детских и школьных библиотек (ЦСДШБ) в рамках малого закрытого города является успешным результатом межведомственной централизации (с 1975 г.). В данный момент библиотечное обслуживание детского населения Озерска осуществляют Центральная городская детская библиотека и 22 ее филиала в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования. ЦСДШБ - составная часть системы учреждений культуры г. Озерска. В Уставе ЦСДШБ закреплены основные функции, определены специфические задачи: формирование, хранение и предоставление во временное пользование фонда документов, наиболее полно обеспечивающего образовательные, духовные, и культурные потребности детского населения Озерска. Библиотечный фонд включает как традиционные, так и нетрадиционные документы, 70% из которых, а также фонд учебников, хранится и выдается в школьных библиотеках. Обладая единым фондом и СБА (сочетание традиционных карточных и электронных каталогов и баз данных), хорошей материально-технической базой (комплексная автоматизация подразделений ЦСДШБ, в т.ч. и школьных библиотек), ЦСДШБ создает своим пользователям эффективный и комфортный доступ к информации.

Все подразделения ЦСДШБ, осуществляя обслуживание по месту жительства детей и юношества, выполняют поддержку и стимулирование учебной, самообразовательной и развивающей деятельности в рамках образовательных и просветительских программ. В рамках малого города ЦСДШБ является организатором единого информационно-образовательного пространства, основой информационно-образовательной инфраструктуры. Обобщая свой опыт, мы научно обосновали факторы формирования информационно-образовательной среды библиотеки для детей и юношества наукограда. (См.: Олефир, С.В. Факторы формирования информационно-образовательной среды библиотеки для детей и юношества наукограда [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук по специальности «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение». - М., 2003.- 18 с.).

Главное – единое информационно-образовательное пространство, которое реализовано на 3-х уровнях: уровне ЦСДШБ, муниципальном уровне, уровне мирового информационно-образовательного пространства. Это отражено на схеме.





Используются технологии uCoz
Далее
на главную