1. МОДЕЛИРОВАНИЕ ШКОЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ.

Зуева Евгения Михайловна,
зав. НМО ГНПБ им. К.Д. Ушинского РАО, засл. работник культуры РФ

МОДЕЛИРОВАНИЕ ШКОЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК ЗА РУБЕЖОМ

(Обзор публикаций 2002-2007 гг.)

Потребность в создании современной модели школьной библиотеки возникла в России не очень давно. Началом современного процесса моделирования можно считать ряд материалов, опубликованных к середине первого десятилетия ХХI века, среди которых отметим Примерное положение о библиотеке общеобразовательного учреждения (2004 г.). Как отмечают специалисты, «метод моделирования применяется в целях упрощения сложных явлений и объектов, абстрагирования от малозначащих факторов и позволяет получить информацию о том, каким будет изучаемый объект при новых внешних условиях» (14, с.13). Среди ориентиров, используемых теоретиками и практиками российского библиотечного дела при создании моделей школьных библиотек, следует назвать и зарубежный опыт в данной сфере.

Зарубежные школьные библиотеки развиваются также стремительно, как и российские, и это развитие во многом обусловлено не только внедрением ИКТ, но и осознанием роли данного типа библиотек в качестве педагогических подразделений общеобразовательных учреждений.

Для россиян, несомненно, особый интерес представляют процессы моделирования современных школьных библиотек в странах СНГ, в первую очередь потому, что на начало 90-х годов ХХ века их уровень был практически идентичен нашему: библиотеки общеобразовательных учреждений (далее ОУ) здесь создавались по единым принципам, принятым в советские времена.

В Республике Беларусь «модернизация школьного образования происходит на фоне информатизации общества и в связи с этим меняется миссия школьной библиотеки. Функции школьных библиотек резко расширяются и усложняются. Современная школьная библиотека, являясь учебно-вспомогательным подразделением образовательного учреждения, становится структурным центром школы, определяющим информационно-библиотечное обеспечение и поддерживающим инновационные образовательные процессы. Ей надлежит выполнить роль навигатора между своими пользователями — педагогами и учащимися - и постоянно возрастающим информационно-образовательным полем; содействовать процессу их творческого развития и формирования информационной культуры». «Сегодня школьная библиотека должна стать информационным центром учебного заведения, где новые информационные технологии будут способствовать предоставлению высокого качества образования, получению самой разнообразной информации в помощь учебному и воспитательному процессу». Таковы перспективы развития школьных библиотек, представленные в материалах РНПБ по итогам паспортизации 87% школьных библиотек республики в 2006 г. (11).

Типовые модели школьных библиотек Республики Беларусь (действующие и перспективные) в цитируемом выше материале не представлены. Среди специальных моделей, созданных в отдельных ОУ, обращает на себя внимание библиотека лицея № 5 г. Быхова Могилевской области. Здесь реализован проект по реорганизации библиотеки в «Лицейский информационный центр самостоятельного образования» (ЛИЦСО). (23, с.67) Как считает библиотекарь ЛИЦСО Л.И. Хвостова, «именно поддержка самостоятельного образования отличает ЛИЦСО от традиционной школьной библиотеки, что практически заложено уже в самом его наименовании». Среди задач – формирование информационной культуры школьников и, в первую очередь, исследовательских навыков, а также привитие вкуса к работе в читальном зале, к самостоятельному поиску информации и аналитико-синтетической её переработке. В этих целях библиотекой успешно используются методики формализованной подготовки информационных продуктов, созданные профессором Кемеровской академии культуры и искусств Н.И. Гендиной.

Информация о моделировании школьных библиотек в Республике Узбекистан прозвучала в докладе директора Республиканской научной педагогической библиотеки Узбекистана Д.А. Ганиевой на Международной конференции «Оптимальная модель информационно-библиотечного обеспечения образовательных учреждений на муниципальном уровне» в Волгограде (октябрь, 2007 г.). Было отмечено, что важную роль в этом процессе сыграло Постановление Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова от 20 июня 2006 г. «Об организации информационно–библиотечного обеспечения населения республики». Дано Акмаловна Ганиева отметила, что «в настоящее время в республике действует проект, организованный Министерством народного образования и частично финансируемый Азиатским Банком Развития, «Совершенствование системы издания учебников и учебной литературы для общеобразовательных школ Узбекистана», компонентами которого являются: развитие школьных библиотек и их компьютеризация, обеспечение библиотек книжным фондом, состоящим из книг и других материалов, включая электронные учебные ресурсы; разработка и внедрение образовательных сайтов и программ на узбекском языке.

Проект создает новый вид школьной библиотеки, называемый информационно –ресурсным центром и предполагает оказать значительное воздействие модернизированной библиотеки школы на успеваемость учащихся, качество образования и работу учителя.

В соответствии с проектом в течение 2007–2009 годов будет модернизировано порядка 1000 библиотек школ в масштабе республики. Проект обеспечит внедрение в работу библиотек информационно–коммуникационных технологий – компьютеров, принтера, подключение к сети Интернет, а также программное обеспечение; поддержку доступности новых поколений библиотек махаллинским сообществом, прилегающим к школам, как доступных информационных центров: содействие учителям в гармоничном использовании ресурсов библиотек в учебном процессе, интеграцию библиотеки в ежедневные занятия школьников.

Создание библиотек – информационно–ресурсных центров позволит значительно изменить содержание работы библиотеки. При наличии фондов современных носителей информации, главным в работе библиотеки становится формирование информационной культуры личности, что обеспечит читателям библиотечно–библиографические знания, знания по культуре чтения, а также компьютерную грамотность.

Сегодня в республике идет процесс формирования нового облика современной библиотеки, что позволит осуществить работу по созданию единой компьютерной сети, объединяющей уже существующие информационно-ресурсные центры в сфере образования и библиотеки общеобразовательных учреждений».(6, с.2-3).

Далее

Используются технологии uCoz
на главную