Киселева Ольга Васильевна, Кармановская Лидия Петровна

Профессиональное развитие библиотекарей общеобразовательных учреждений (окончание)

Программа включает 9 тематических взаимосвязанных модулей, охватывающих теорию и практику подготовки школьных библиотекарей к выполнению функциональных обязанностей по организации и технологии работы школьной библиотеки. Программа ориентирована на решение таких задач, как формирование нового библиотечного сознания, расширение и углубление профессиональных знаний, приобщение к инновационному библиотечному опыту, освоение современных педагогических технологий. Созданный учебно-методический комплекс содержит перечень основных нормативных документов для школьной библиотеки, методические рекомендации к изучению модулей, вопросы для самопроверки, темы контрольных реферативных работ, планы семинарских занятий, список литературы. Качество материала высоко оценено ГНПБ им. К.Д. Ушинского РАО, и «Программа» полностью опубликована в сборнике «Актуальные проблемы повышения квалификации библиотечных работников общеобразовательных учреждений. (М., 2006. С. 44-57).

В настоящее время подготовлена программа краткосрочных курсов на 72 часа по теме «Современная библиотека ОУ в условиях развития образования». В ней особое внимание уделено проектной деятельности библиотек, применению инновационных практик, использованию информационно коммуникационных технологий.

Значительная роль в практической реализации программ повышения квалификации принадлежит преподавателям кафедры книговедения и библиотечно-информационной деятельности ХГИИК. Они проводят занятия по таким темам, как «Законодательно-правовая защита библиотек», «Новые информационные технологии в библиотеке общеобразовательного учреждения», «Справочно-библиографический аппарат библиотеки и его роль в создании информационно-развивающей среды», «Коммуникативная культура специалиста школьной библиотеки», «Активные формы и методы общения библиотекаря с читателями в условиях школьной библиотеки», «Взаимодействие школьной библиотеки и семьи», «Библиотека как центр формирования информационной культуры школьников», «Инновационная деятельность библиотек» и др. При проведении занятий используются активные формы обучения: семинары-практикумы, тренинги, деловые игры, решение ситуативных задач на практических занятиях, диалоговые формы занятий.

Время гуманизации и модернизации образования, введение в школе личностно-ориентированного обучения предъявляет и более высокие требования к профессиональным качествам библиотекаря. Но, к сожалению, часто высокий профессионализм, творческий потенциал школьного библиотекаря остаются невостребованными, а задачи библиотеки истолковываются администрацией и педагогическим коллективом школы неглубоко и весьма ограничено. Крайне мало пока, например, таких школ, как Нижегородская авторская академическая школа, где предметом гордости администрации является преобразование библиотеки в обновленный информационно-ресурсный центр. Такая новая библиотека – одно из условий осуществления всех образовательно-воспитательных планов школы. В информационно-ресурсном центре три зала: информационно-образовательных ресурсов на традиционных носителях; мультимедийных презентаций и зал цифровых информационно-образовательных ресурсов и доступа в Интернет (3, с. 5).

Думается, ситуация не изменится к лучшему до тех пор, пока на государственном уровне не будет четко определен статус библиотеки и школьного библиотекаря в образовательном учреждении. Время это придет, и школьный библиотекарь будет партнером по обучению, педагогом, методистом, медиаспециалистом, администратором, психологом. И готовить к этой деятельности его нужно сегодня.

Нам представляется перспективной разработка актуальных спецкурсов таких, например, как «Инновационное развитие библиотек образовательных учреждений в условиях модернизации системы общего образования», «Педагогическая деятельность школьной библиотеки», «Проектирование деятельности школьной библиотеки», «Библиотерапевтическая работа школьной библиотеки». Важно обратить внимание на подготовку и проведение семинаров-тренингов, семинаров-практикумов по информационной и коммуникативной культуре личности, умению трансформировать законы педагогики и психологии в практике обслуживания читателей.

Разумеется, должны использоваться и проверенные временем формы повышения квалификации, в частности, удовлетворение социального спроса на методические услуги.

В последние два десятилетия произошли кардинальные изменения в работе отечественных библиотек. Они не могли не отразиться на деятельности библиотек образовательных учреждений. Если даже в школьной библиотеке работают специалисты с библиотечным образованием, для них, тем не менее, возникает необходимость обновления теоретических и технологических знаний; овладение современными приемами и алгоритмами многогранной библиотечной деятельности.

Возможно, ситуация в системе высшего библиотечного образования на Дальнем востоке изменится и Хабаровский государственный институт искусств и культуры начнет готовить специалистов для библиотек общеобразовательных учреждений. Но это не исключает необходимости повышения квалификации и переобучения уже работающих сотрудников этих библиотек. В Хабаровске имеется достаточный кадровый потенциал для решения адресных образовательных задач работников школьных библиотек.

Использованная литература

1. Актуальные проблемы повышения квалификации библиотечных работников общеобразовательных учреждений / Гос. науч. пед. б-ка им. К.Д.Ушинского РАО. – М., 2006. – 116 с.
2. Иванова, Г.А. Школьный библиотекарь: становление профессии / Г.А. Иванова. – М., 2004. – 239 с.
3. Иванова, Е. Что такое ресурсный центр / Е. Иванова // Библиотека в школе. – 2008. - № 5. – С. 2-8.


Назад

Используются технологии uCoz
на главную