7. МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ШКОЛЬНЫМ БИБЛИОТЕКАМ

Киселева Ольга Васильевна, доцент кафедры КиБИД, Кармановская Лидия Петровна, зав. отделом информационно-библиотечной деятельности ХК ИППК ПК

Киселева О.В.

Кармановская Л.П.

Профессиональное развитие библиотекарей общеобразовательных учреждений

Сегодня, когда происходит качественная трансформация всей образовательной системы в стране, школьная библиотека не может оставаться в стороне. Она должна стать центром информационной образовательной среды новой школы. Школьный библиотекарь в ближайшем будущем должен решать аналитико-рефлексивные задачи (анализ и рефлексия библиотечной деятельности); конструктивно-прогностические; оценочно-информационные (сбор, обработка, оценка информации); коррекционно-регулирующие (коррекция протекания библиотечной работы с учащимися и педагогами); исследовательские (2, с. 239).

Естественно, что для реализации этих требований необходим целый ряд условий, но, пожалуй, самым важным является профессионализм школьного библиотекаря. Необходимость вузовской подготовки школьных библиотекарей очевидна. Но в данное время на Дальнем Востоке нет высшего учебного заведения, которое решало бы эту задачу. Каким же образом обеспечить системное качество подготовки библиотекарей для школьных библиотек, где сегодня, в основном, работают сотрудники, не имеющие специального образования? Фактически, эти непростые вопросы в форме повышения квалификации и реквалификации работников школьных библиотек возложил на себя Хабаровский институт переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров (ХК ИППК ПК). Координатором, организационным, методическим центром системы повышения квалификации является Отдел информационно-библиотечной деятельности Института повышения квалификации педагогических кадров. Вот уже более 20-ти лет Отдел ИБД с его бессменным руководителем Лидией Петровной Кармановской, взаимодействуя с другими образовательными учреждениями и библиотеками, способствует профессиональному становлению и развитию школьных библиотекарей.

Несомненное достижение Отдела - использование в системе повышения квалификации специалистов школьных библиотек информационного, технологического, кадрового потенциал кафедры Книговедения и библиотечно-информационной деятельности (КиБИД) Хабаровского государственного института искусств и культуры (ХГИИК). Сотрудничество и взаимодействие с кафедрой КиБИД ведется по следующим направлениям:
- совместная научная работа;
- методическое обеспечение школьных библиотек;
- образовательная деятельность.

Результаты научных изысканий кафедры и отдела информационно-библиотечной деятельности регулярно представляются на совместных научно-практических конференциях: «Информационное сопровождение развития профессиональной компетентности педагога»(2006г.), «Художественно-эстетическое образование: опыт, проблемы, перспективы»(2007г.), «Развитие библиотечно-информационного пространства на Дальнем Востоке и высшее библиотечное образование»(2008г.). Непосредственно, в ходе секционных заседаний, стендовых докладов предметом обсуждений стали такие актуальные темы, как «Правовое поле школьной библиотеки», «Краеведческая работа школьной библиотеки», «Инновационная деятельность школьных библиотек» «Профессионально-значимые качества личности школьного библиотекаря» и другие.

К проблемам школьных библиотек не остаются равнодушными и студенты-дипломники Института искусств и культуры. При разработке рабочих заданий дипломных работ активно используются информационные ресурсы отдела информационно-библиотечной деятельности, консультативная помощь работников отдела. При подготовке дипломных работ были изучены следующие темы: «Информационное взаимодействие муниципальных и школьных библиотек в помощь учебному процессу», «Активные формы и методы работы с читателями школьной библиотеки», « Формирование информационной культуры школьников», «Роль библиотеки общеобразовательного учреждения в профессиональной ориентации школьников» и другие. Результаты исследований находят отражение в содержании учебных занятий по повышению квалификации работников школьных библиотек.

Один из аспектов сотрудничества связан с организацией методической помощи школьным библиотекам края. Главное направление в этой работе – создание методических пособий. Рецензентом и издателем методических материалов выступает Институт повышения квалификации педагогических кадров. За последние годы сотрудниками кафедры ХГИИК подготовлены издания: «Возможности школьной библиотеки в воспитании духовно богатой и широко образованной личности», «Основы библиотечной этики», «Библиографическое описание документа», «Краеведческая работа школьной библиотеки», которые активно используются в работе школьных библиотек края.

Нашли применение и такие формы методической помощи, как индивидуальное консультирование в режиме «Запрос – ответ», консультирование в условиях конкретных школьных библиотек. Такая помощь была оказана, в частности, школьным библиотекам г.Амурска и Амурского района (2004 г.), г.Советская Гавань, г.Николаевска –на- Амуре (2007 г.)

Наиболее активно и целенаправленно взаимодействие кафедры ХГИИК и Отдела информационно-библиотечной деятельности ХК ИППК ПК реализуется в учебном процессе системы повышения квалификации школьных библиотекарей. Совместный продолжительный мониторинг профессиональной специфики деятельности школьных библиотек, позволил разработать Программу повышения квалификации библиотечных работников ОУ. К программе Хабаровским краевым институтом переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров подготовлен учебно-методический комплекс. Все материалы опубликованы в издании «Совершенствование библиотечного и информационно-библиографического обслуживания читателей в библиотеке общеобразовательного учреждения». (Хабаровск, 2003. 52 с. Сост. Л.П. Кармановская).

Далее

Используются технологии uCoz
на главную