Принципы и методы формирования и функционирования медиатеки учебного заведения (продолжение) Конечно, не каждая медиатека может выполнять в полном объеме все перечисленные функции. В некоторых – работающих при вузах, крупных библиотеках, органах управления образованием – на первый план выходит научно-методический компонент деятельности; в других большее внимание уделяется учебному компоненту. Для успешного функционирования медиатека должна быть укомплектована соответствующим оборудованием – мультимедийными компьютерами, проекционной техникой – и, разумеется, фондами. Говоря о комплектации оборудованием, сразу следует заметить, что учебные программы, даже достаточно высокотехнологичные, в смысле требовательности к аппаратному обеспечению гораздо скромнее современных компьютерных игр, и для того, чтобы они нормально работали, вовсе не обязательно закупать запредельно дорогие машины класса hi-end (все равно через год-полтора они морально устареют). Вполне достаточно ресурсов сравнительно недорогих, «бюджетных» машин. Это обстоятельство особенно актуально, если медиатека оборудуется в среднем учебном заведении или, например, при районном управлении образования. В целом же техническое оборудование медиатеки должно соответствовать ряду критериев, прежде всего технологических и экономических. Среди технологических следует назвать, прежде всего:
Экономические критерии сводятся в основном к:
Примерную комплектацию медиатеки оборудованием можно рассмотреть на примере медиатеки Института педагогической информатики ВГПУ. Это 12 машин с процессорами Pentium III, достаточными объемами жестких дисков и оперативной памяти, 17-дюймовыми мониторами на электронно-лучевых трубках. (Цены на них в последнее время значительно снизились в связи с распространением жидкокристаллических дисплеев, и поэтому даже сравнительно небогатой организации вполне по силам приобрести качественный ЭЛТ-монитор.) К каждой машине прилагается комплект аудиогарнитуры для индивидуальной работы, две машины оснащены аудиоколонками для проведения коллективных демонстраций. Для вывода изображения на большой экран имеется мультимедиа-проектор. К сожалению, стоимость таких проекторов пока что слишком высока для большинства учебных заведений. Но достаточно широко распространен и дает вполне удовлетворительные результаты альтернативный вариант – вывод изображения на телеэкран. Для того, чтобы занятия возможно было проводить не только в помещении медиатеки, но и за ее пределами, оборудован специальный мобильный комплекс, включающий в себя смонтированные на специальном передвижном столе-стойке мультимедийный компьютер, телевизор, видеомагнитофон, аудиооборудование. Разумеется, оптимальным является вариант «ноутбук+портативный мультимедиа-проектор», но это, опять-таки, финансовый вопрос. Другим важным аспектом организации работы медиатеки является формирование фондов и доступ к ним. Отбирая программы для медиатеки, необходимо учитывать следующие факторы. Во-первых, соответствие программного продукта основным дидактическим требованиям, к которым специалисты относят научность, доступность, адаптивность, систематичность и последовательность изложения материала, визуализацию информации, интерактивность, возможность активизации самостоятельной сознательной деятельности обучаемого и развитие его интеллектуального потенциала, прочность усвоения результатов обучения. Не следует забывать и об учете методического своеобразия каждого предмета, а также о педагогической целесообразности и эффективности применения данного программного продукта. Естественно, необходимо учитывать также эргономические и санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к программным продуктам. Основным источником пополнения фондов медиатеки является, разумеется, рынок программного обеспечения. Поэтому сотрудникам медиатеки необходимо постоянно следить за его новинками, просматривая аннотации, рейтинги в компьютерных изданиях и Интернете, изучая демонстрационные версии новых программ. Не следует упускать из виду и свободно распространяемое некоммерческое программное обеспечение, использование которого, к тому же сопряжено с меньшим количеством проблем в области лицензирования, чем публичное использование коммерческих программ. ДалееИспользуются технологии uCoz
|