Штыров Андрей Вячеславович
Принципы и методы формирования и функционирования медиатеки учебного заведения (продолжение)

Конечно, не каждая медиатека может выполнять в полном объеме все перечисленные функции. В некоторых – работающих при вузах, крупных библиотеках, органах управления образованием – на первый план выходит научно-методический компонент деятельности; в других большее внимание уделяется учебному компоненту.

Для успешного функционирования медиатека должна быть укомплектована соответствующим оборудованием – мультимедийными компьютерами, проекционной техникой – и, разумеется, фондами.

Говоря о комплектации оборудованием, сразу следует заметить, что учебные программы, даже достаточно высокотехнологичные, в смысле требовательности к аппаратному обеспечению гораздо скромнее современных компьютерных игр, и для того, чтобы они нормально работали, вовсе не обязательно закупать запредельно дорогие машины класса hi-end (все равно через год-полтора они морально устареют). Вполне достаточно ресурсов сравнительно недорогих, «бюджетных» машин. Это обстоятельство особенно актуально, если медиатека оборудуется в среднем учебном заведении или, например, при районном управлении образования. В целом же техническое оборудование медиатеки должно соответствовать ряду критериев, прежде всего технологических и экономических. Среди технологических следует назвать, прежде всего:
1. обеспечение решения всех задач, стоящих перед медиатекой;
2. возможность модернизации техники;
3. совместимость различных видов техники, используемой в медиатеке.

Экономические критерии сводятся в основном к:
1. возможной минимизации стоимости оборудования (но ни в коем случае не в ущерб соотношению «цена/качество») и
2. возможной максимизации загрузки оборудования. Компьютеры в медиатеке не должны простаивать. В то время, когда там не проводятся занятия, должен быть обеспечен самостоятельный доступ желающих к ресурсам медиатеки на ее оборудовании – свободный или за разумную плату (если, конечно, коммерческое использование программ, составляющих фонд медиатеки, не будет являться нарушением соответствующих лицензионных соглашений).

Примерную комплектацию медиатеки оборудованием можно рассмотреть на примере медиатеки Института педагогической информатики ВГПУ. Это 12 машин с процессорами Pentium III, достаточными объемами жестких дисков и оперативной памяти, 17-дюймовыми мониторами на электронно-лучевых трубках. (Цены на них в последнее время значительно снизились в связи с распространением жидкокристаллических дисплеев, и поэтому даже сравнительно небогатой организации вполне по силам приобрести качественный ЭЛТ-монитор.) К каждой машине прилагается комплект аудиогарнитуры для индивидуальной работы, две машины оснащены аудиоколонками для проведения коллективных демонстраций. Для вывода изображения на большой экран имеется мультимедиа-проектор. К сожалению, стоимость таких проекторов пока что слишком высока для большинства учебных заведений. Но достаточно широко распространен и дает вполне удовлетворительные результаты альтернативный вариант – вывод изображения на телеэкран.

Для того, чтобы занятия возможно было проводить не только в помещении медиатеки, но и за ее пределами, оборудован специальный мобильный комплекс, включающий в себя смонтированные на специальном передвижном столе-стойке мультимедийный компьютер, телевизор, видеомагнитофон, аудиооборудование. Разумеется, оптимальным является вариант «ноутбук+портативный мультимедиа-проектор», но это, опять-таки, финансовый вопрос.

Другим важным аспектом организации работы медиатеки является формирование фондов и доступ к ним. Отбирая программы для медиатеки, необходимо учитывать следующие факторы.

Во-первых, соответствие программного продукта основным дидактическим требованиям, к которым специалисты относят научность, доступность, адаптивность, систематичность и последовательность изложения материала, визуализацию информации, интерактивность, возможность активизации самостоятельной сознательной деятельности обучаемого и развитие его интеллектуального потенциала, прочность усвоения результатов обучения. Не следует забывать и об учете методического своеобразия каждого предмета, а также о педагогической целесообразности и эффективности применения данного программного продукта.

Естественно, необходимо учитывать также эргономические и санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к программным продуктам.

Основным источником пополнения фондов медиатеки является, разумеется, рынок программного обеспечения. Поэтому сотрудникам медиатеки необходимо постоянно следить за его новинками, просматривая аннотации, рейтинги в компьютерных изданиях и Интернете, изучая демонстрационные версии новых программ. Не следует упускать из виду и свободно распространяемое некоммерческое программное обеспечение, использование которого, к тому же сопряжено с меньшим количеством проблем в области лицензирования, чем публичное использование коммерческих программ.

Далее

Используются технологии uCoz
на главную