1. МОДЕЛИРОВАНИЕ ШКОЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ.

Штыров Андрей Вячеславович,
К. п. н., доцент Волгоградского государственного педагогического университета.

Принципы и методы формирования и функционирования медиатеки учебного заведения

В настоящее время в образовательную практику все более широко внедряются новые информационные технологии. Компьютерная техника давно уже нашла применение в преподавании самых разных дисциплин, превратившись из объекта изучения в полноценный инструмент учебной деятельности. Учебные заведения более или менее активно, но неуклонно оснащаются как техническим, так и программным обеспечением, предназначенным для поддержания учебного процесса. Особенно широко востребованными в образовательных целях оказываются мультимедийные возможности компьютеров, позволяющие использовать их в качестве универсальных учебных средств, пришедших на смену традиционным техническим средствам обучения. Компьютерные системы (под которыми понимается совокупность технических и программных средств), кроме того, имеют ряд существенных и хорошо известных преимуществ перед традиционными ТСО: возможность индивидуальной работы учащихся, обратная связь, с помощью которой можно дифференцировать скорость и глубину изложения учебного материала, обеспечить контроль степени его усвоения, и ряд других. В свет выходит огромное количество самых разных учебных программ, практически по всем предметам, изучаемым в общеобразовательной школе, ориентированных как на самообразование, так и на поддержку учебного процесса в классах, предназначенных для разных возрастных групп учащихся. В результате уже сейчас трудно найти школу, в которой не было бы хотя бы одного компьютера и нескольких обучающих программ.

Но процесс информатизации образования порождает и ряд проблем, с которыми приходится сталкиваться преподавателям, желающим не отставать от времени и как можно более эффективно использовать в своей практике новые информационные технологии.

Во-первых, всем известно, что оснащение учебных заведений компьютерной техникой крайне неравномерно. В то время как одни учебные заведения располагают полноценными, укомплектованными самым современным оборудованием компьютерными классами (иногда и не одним), другие вынуждены довольствоваться одной – двумя устаревшими машинами.

Во-вторых, даже имеющееся оборудование зачастую используется нерационально, не в полную силу, а то и вообще простаивает бoльшую часть времени, просто потому, что персонал данного учебного заведения плохо представляет себе, как именно организовать его эксплуатацию в учебном процессе. На активное внедрение информационно-компьютерных технологий в учебный процесс негативно воздействуют также следующие факторы:
• психологические (неприятие новой техники, нежелание осваивать новые методы работы);
• методические (отсутствие сведений о программах учебного назначения или неумение пользоваться имеющимися – неумение не в смысле техническом, здесь, как правило, ничего сложного нет, а именно в смысле владения соответствующими педагогическими методиками);
• организационные (необходимость согласования расписания занятий в компьютерном классе, проведения совместных уроков двумя учителями и т.д.).

В результате реальная эффективность эксплуатации компьютерных систем значительно ниже той, которую они вполне могут обеспечить при грамотной организации работы.

Третья проблема – сам характер, уровень многих коммерческих учебных программ. Далеко не ко всем имеются соответствующие методические рекомендации. Апробирована ли данная программа на практике; как она соотносится с учебным планом, и соотносится ли вообще; в каком качестве ее следует применять – как учебник, учебное пособие, или материал для дополнительного изучения – все эти проблемы преподавателям зачастую приходится решать самостоятельно. А это далеко не всегда удобно и возможно, и зачастую проще вообще отказаться от использования компьютерной системы, или написать собственную программу, пусть не столь совершенную технологически, как рыночный продукт, но зато уже наверняка отвечающую всем требованиям преподавателя. (Беда только, что немногие педагоги, тем более, далекие от информатики, умеют писать хорошие учебные программы; да и надо ли изобретать велосипед, когда есть возможность пользоваться автомобилем?).

Итак, проблема экспертизы готовых рыночных программных средств на предмет пригодности их для применения в учебном процессе с самых разных позиций – от достоверности изложенного материала до эргономичности – стоит весьма остро. И хотя сейчас авторы учебного программного обеспечения уделяют качеству своей продукции гораздо большее внимание, чем на заре формирования рынка мультимедиа, и привлекают к работе специалистов – ученых, психологов, педагогов-практиков, тем не менее, лишь очень малая часть учебных компьютерных программ проходит процедуру официальной экспертизы на уровне Минобразования, практически обязательную для «бумажных» учебных пособий. Да и факт получения учебной программой соответствующего грифа – «допущено» или даже «рекомендовано к применению в качестве учебного пособия» – далеко не всегда дает стопроцентную гарантию доброкачественности продукта. Достаточно вспомнить весьма популярный и в целом успешный электронный учебник «История России. ХХ век», получивший официальный статус довольно давно, и широко используемый в школах России на протяжении многих лет. Он тоже далеко не свободен от недостатков и часто вызывал вполне справедливые нарекания со стороны учителей-практиков. А что тогда говорить о многочисленных «обучалках», предназначенных для самообразования, которые никаких официальных экспертиз не проходят, но тем не менее широко используются учащимися?

Еще одна проблема состоит в том, что практически отсутствует какой-либо централизованный учет компьютерных обучающих программ. Есть некоторые фирмы и организации, составляющие каталоги, регистрировать новые учебные программы, но процедура регистрации необязательна. Так что большинство учебных программ попадает в школы в достаточной степени случайно, по инициативе самих преподавателей (а если инициативы нет, то и вовсе не попадают).

Решению названных проблем и призваны способствовать медиатеки. В узком смысле этот термин означает «специальное собрание компьютерных программ, средств мультимедиа учебного, общеобразовательного, энциклопедического характера». Медиатеки, способные осуществлять вышеперечисленные функции, могут организовываться как при учебных заведениях или библиотеках, располагающих соответствующими техническими возможностями, так и при органах управления образованием, в качестве централизованных структур, обслуживающих несколько учебных заведений, например, на уровне района.

В широком смысле медиатека – это не просто хранилище, более или менее систематизированный склад учебных мультимедиа-программ. Подобно солидной библиотеке, она представляет собой научно-методическое учреждение. В ее штат входят квалифицированные сотрудники, которые в состоянии провести технологическую, методическую, эргономическую и т.п. экспертизу поступившего в фонд программного продукта; разработать методические рекомендации по его применению; провести соответствующие занятия с преподавателями учебных заведений. Кроме того, такого уровня медиатека и сама может являться учебным заведением, на базе которого могут проводиться занятия с учащимися под руководством их преподавателя и при помощи сотрудника медиатеки.

Далее

Используются технологии uCoz
на главную