1. МОДЕЛИРОВАНИЕ ШКОЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ.


Галактионова Людмила Александровна,
Самарская государственная академия культуры и искусств, доцент


МОДЕЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Инновационная педагогическая деятельность является одним из самых сложных видов творчества. Специфика педагогического творчества заключается в том, что инновации складываются в сфере общения людей друг с другом. Конечный результат педагогической экспериментальной деятельности проявляется с течением времени и влияет на развитие общества. Информационная культура становится важной составной частью профессиональной культуры педагога-новатора, включенного в инновационный поиск. Педагогическое творчество опирается на весь комплекс наук о человеке и требует высочайшей культуры мышления и духовного самосовершенствования. В профессиональной деятельности информационная культура педагогов реализуется в инновационном уровне обучения: в новых приёмах и методах, социально ориентированных целях. Организация информационно-библиотечного обслуживания с учетом факторов, влияющих на инновационную педагогическую деятельность, способствует повышению уровня информационной культуры педагогов-новаторов.

Инновационная педагогическая деятельность определяет особенности формирования информационных потребностей специалистов, что в свою очередь отражается на специфике информационно-библиотечного обслуживания. Профессиональные информационные потребности педагогов-новаторов постоянно подвержены качественному изменению, связанному с повышением уровня информационной культуры специалистов. Эти изменения выражаются в росте сложных запросов на информацию, в повышении требований к информационно-библиотечному обслуживанию. В связи с этим необходим особый подход к информационно-библиотечному обслуживанию данной категории читателей.

Эффективная технология информационно-библиотечного обслуживания инновационной педагогической деятельности предполагает:
- наличие кадровых, материально-технических, информационных ресурсов, их достаточность и доступность;
- систематическое изучение информационных потребностей и запросов, а также реальной картины чтения специалистов – педагогов-новаторов;
- наличие информационных связей, их непрерывность, полнота и доступность;
- рациональный выбор форм и методов обслуживания, соответствующих информационным потребностям и уровню информационной культуры педагогов-новаторов.

Анализ технологии информационно-библиотечного обслуживания позволил сделать вывод, что для повышения эффективности информационно-библиотечного обслуживания инновационной педагогической деятельности необходимо провести системный анализ ресурсов и информационных связей и выявить резервы, позволяющие качественно изменить информационно-библиотечное обслуживание в соответствии с требованиями к инновационной информации (доступность, актуальность, практическая значимость, точность).

Системный анализ информационно-библиотечного обслуживания инновационной педагогической деятельности позволяет спроектировать логико-символическую модель, в которой ресурсы являются элементами, а запросы и услуги - информационными связями. Кадровые ресурсы, взаимодействуя с внешними организациями и физическими лицами, интегрируются за счет привлечения внешних специалистов. Материально-технические и информационные ресурсы обогащаются за счет долговременного запроса и взаимодействия. Устойчивая связь в виде систематического обмена информацией приводит к количественным и качественным изменениям внутрибиблиотечной системы ресурсов за счет взаимодействия с внебиблиотечной системой ресурсов.

Двухконтурная модель информационно-библиотечного обслуживания инновационной педагогической деятельности открытого типа (схема № 1) сформирована путем выстраивания устойчивых долгосрочных внешних связей библиотечной системы с внешними организациями и физическими лицами. В результате библиотечная услуга качественно меняется. Абонент и ресурсы задействованы в системе по принципу индивидуального запроса, а библиотечная услуга нового типа, имея индивидуальный характер, формируется на основе интегрированных ресурсных источников. Цель создания такой модели – снятие факторов ограничения по критериям доступности, качества и эффективности информационно-библиотечного обслуживания инновационной педагогической деятельности.

Далее

Используются технологии uCoz
на главную