4. ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ БИБЛИОТЕЧНЫЙ ЦЕНТР ШКОЛЫ КАК МОДЕЛЬ, СПОСОБНАЯ ОБЪЕДИНИТЬ ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

Супрун Василий Иванович,
ректор Волгоградского государственного института повышения квалификации работников образования (ВГИПК РО), д. филол. н., профессор


ПОДДЕРЖКА РУССКОГО ЯЗЫКА И РАЗВИТИЯ ЧТЕНИЯ – ОБЩАЯ ЗАДАЧА ПЕДАГОГОВ И БИБЛИОТЕКАРЕЙ

В декабре 2006 г. Президент России В.В. Путин подписал указ №1488 «О проведении Года русского языка». Впервые о том, что следующий год станет Годом русского языка, В.В. Путин упомянул ещё на торжественном приеме в честь Дня народного единства 4 ноября 2006 г. «2007 год мы проведем, как Год русского языка и в России, и в мире, где знают, ценят и любят русский язык», – заявил тогда глава нашего государства. «Очевидно значение русского языка и для развития мировой цивилизации, ведь на нем написано множество книг, в том числе и об истории, культуре, научных открытиях не только русского, но и других народов – и не только народов России, а практически всех народов в мире», – отметил В.В. Путин. По его мнению, мероприятия связанные с Годом русского языка «вызовут большой интерес, принесут пользу и укрепят международные гуманитарные контакты».

Президент напомнил, что действует федеральная программа «Русский язык» (отметим, что её курирует Л. Путина), цель которой – полноценная реализация всего потенциала и возможностей русского языка, который является родным для 288 миллионов человек, причем самых разных национальностей. «Это уникальный русский мир, для которого российская культура и народные традиции являются великими объединяющими ценностями», – считает В.В. Путин. По его мнению, «русский язык – это надежная гарантия успешного развития гуманитарных и экономических отношений с другими странами, в первую очередь – с государствами СНГ».

Проявление на государственном уровне заботы о нашем национальном языке было весьма своевременным. Резкое снижение речевой культуры стало опасной тенденцией для современного развития нашего национального языка. Заимствования иностранных слов идут потоком. В мутный поток американизмов добавляется мусор из речи современного поколения «вау» – детишек обеспеченных родителей, проводящих время на бесконечных тусовках, дансингах, дискотеках, пати. Практически полностью исчезла образцовая речь с кино- и телеэкрана, из радиопередач, пестрят грамматическими и речевыми ошибками газеты, журналы, книги. А на улице нецензурная брань, чёрные слова стали повсеместным явлением, ими засорена речь всех поколений, всех профессий, всех общественных слоёв.

Казалось бы, имеется управа на словесных, речевых хулиганов. Есть статья административного кодекса (ч.1 ст. 20.1), предусматривающая наказание за использование нецензурной лексики в общественных местах. Называется это мелким хулиганством и наказывается от 5 до 15 минимальных размеров оплаты труда или арестом на срок до 15 суток. Вот только как исполнять эту статью при поголовном употреблении мата в обществе?

В подобной ситуации все общество должно быть готово к реализации юридически закреплённого статуса русского государственного языка Российской Федерации. Все должны осознать, что принятие Федерального закона «О государственном языке Российской Федерации» является новым этапом российской языковой политики XXI века.

Несомненно, без помощи профессиональной педагогической общественности невозможно признание перспективной роли русского языка в современных условиях функционирования системы образования. Не случайно, основная нагрузка в реализации мероприятий Года русского языка легла на школу.

В Волгоградской области имеются солидные основания для практического внедрения современных подходов к преподаванию русского языка, к его пропаганде среди населения. Свыше 2 тысяч педагогов-русистов трудятся на ниве просвещения региона, среди них 20 заслуженных учителей России, несколько кандидатов наук, более 50 учителей русского языка и литературы в 2006 и 2007 годах выиграли грант Президента РФ за успехи в деле образования и воспитания детей.

На высоком уровне в области прошло ознакомление педагогической общественности с содержанием Федерального закона «О государственном языке Российской Федерации», с его положениями, имеющими отношение к деятельности преподавательского состава. Начатая в 2007 г. работа успешно продолжается. В школах проводится обсуждение условий достижения высокого уровня владения русским языком, формулирование запросов на научно-методическую поддержку образовательных учреждений в данном направлении. В новом учебном году педагоги (и не только словесники) будут раскрывать перед воспитанниками перспективы, возможности, преимущества, которые даёт высокий уровень владения русским языком. Свой вклад в поддержку данного направления необходимо внести и школьным библиотекам.

Далее

Используются технологии uCoz
на главную