Супрун Василий Иванович

ПОДДЕРЖКА РУССКОГО ЯЗЫКА И РАЗВИТИЯ ЧТЕНИЯ – ОБЩАЯ ЗАДАЧА ПЕДАГОГОВ И БИБЛИОТЕКАРЕЙ
(продолжение)

Россия подошла к критическому пределу пренебрежения чтением. Наша страна переживает системный кризис читательской и писательской культуры. Как свидетельствует Интернет, доля систематически читающей молодежи у нас снизилась с 48% (1991 г.) до 28% (2005 г). Если в 1991 г. 79% жителей нашей страны читали хотя бы одну книгу в год, то в 2005 г. эта цифра составила 63%. В 1991 г. 61% россиян ежедневно читали газеты, в 2005 г. – только 24%. Для журналов аналогичные цифры составляют 16% и 7% соответственно. В 1970-е годы регулярно читали детям в 80% семей, сегодня – только в 7%. Выбор и профессиональной и художественной литературы для чтения говорит о падении вкуса даже в интеллектуальной среде. По результатам исследования «Как читают дети мира» Россия оказалась на 159 месте наряду с развивающимися странами Африки.

Принятие в стране Национальной программы поддержки и развития чтения (2006 г.) стало важным направлением в развитии интеллектуального потенциала России, причем государственным направлением. Тогда же Президент РФ поручил правительству страны до 1 мая 2007 года «определить систему мер, способствующих углублению интереса к книге, к национальному и мировому литературному, историческому, научному наследию, к современной литературе».

Человечество окончательно и бесповоротно вошло в фазу построения глобального информационного общества, и прогресс теперь определяется скоростью и качеством каналов обмена информацией, степенью доступности и качеством самой информации, а также мерой её освоения всем обществом. Нам следует помнить, что наступило и навсегда закрепилось время современных информационно-коммуникативных образовательных технологий, которые также должны быть использованы в целях содействия полноценному функционированию и развитию русского языка и формированию читательской культуры. Сегодня необходимо осуществлять поиск педагогических средств и возможностей содействия полноценному функционированию и развитию русского языка в условиях современных информационно-коммуникативных образовательных технологий.

И в свете всего вышесказанного проблемы чтения оказываются намного шире и сложнее, чем проблемы чтения только книг и проблемы чтения, например, художественной литературы и её пропаганды. Чтение – это освоение письменной информации, содержащейся в книгах, журналах, газетах, различных документах, служебной и личной переписке, на сайтах Интернета и т.п.

Библиотечные работники понимают, сколь сложна и масштабна, многогранна и многоуровнева проблема чтения в нашей стране. Вопросы доступности и адекватного понимания текстов, проблемы распространения книг и периодики, состояния издательского дела, самих библиотек, образовательных учреждений, СМИ, всей нашей информационной среды, содержание и приоритеты политики в сфере культуры и образования, наконец, сама потребность в чтении (у детей и у взрослых) – всё тесно переплетено, взаимосвязано и взаимообусловлено. Россия издает сейчас, как никогда прежде, колоссальное разнообразие книг и другой печатной продукции. Но этот потенциал во многом не реализуется из-за неразвитости инфраструктуры книжной торговли, бедности наших людей и библиотек всех уровней подчинённости, которые не могут эти книги приобретать.

Недооценка роли школьных библиотек – одна из важных причин потери интереса к чтению у значительной части населения. Сегодня проблемы моделирования, создания различных вариантов библиотечно-информационной поддержки образовательного процесса весьма актуальны. Свой вклад в их решение вносит наш ВГИПК РО, в структуре которого первоначально в течение нескольких лет функционировал учебно-методический кабинет библиотечной работы, а ныне целенаправленно работает методист кафедры гуманитарного образования В.С. Буянова. В области накоплен интересный опыт, действует несколько успешных моделей библиотечного обеспечения ОУ, в том числе, корпоративных. Не случайно именно в Волгограде прошла международная научно-практическая конференция «Оптимальная модель информационно-библиотечного обеспечения образовательных учреждений на муниципальном уровне» (9-11 октября 2007 г.), рекомендации которой предлагают определенные шаги по совершенствованию школьных библиотек. Работа продолжается, и мы открыты для творческого сотрудничества.



Используются технологии uCoz
на главную