ФОМИН Юрий Александрович,
начальник отдела национального образования и печатных изданий Министерства образования и науки Удмуртской Республики


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БИБЛИОТЕК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ, ПОСТАВЛЕННЫХ ПЕРЕД ОТРАСЛЬЮ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ПО ВНЕДРЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
(Извлечение из доклада на республиканской конференции «Информационные технологии в работе библиотек общеобразовательных учреждений». Сарапул, ноябрь, 2008 г.)
(продолжение)

Учащиеся, самостоятельно работая в библиотеке, приобретают возможность читать не только книги, периодику, но и объемную информацию с CD: прослушивать и просматривать аудио- и видеозаписи, используя их для подбора информации к докладам, рефератам, сочинениям, обзорам; для подготовки к урокам, диспутам, семинарам и др. Разнообразные средства информации способствуют творческой деятельности ребят и самостоятельному созданию материалов для учебных и внеклассных потребностей.

Учителя в библиотеке получают информацию о педагогической и методической литературе, о новых средствах обучения и их использовании. На базе библиотек проводятся некоторые формы уроков, требующие индивидуальной и групповой работы со средствами информации по определенной теме учебной программы.

Учебные библиотеки должны обеспечивать учащимся и педагогам возможность работы с цифровыми образовательными ресурсами, предоставлять услуги дистанционного самообразования через Интернет или иные локальные сети.

В связи с этим перед учебными заведениями, ориентированными на подготовку кадров библиотекарей встает задача их мотивирования на работу с ИКТ-технологиями как в рамках образовательного и воспитательного процесса, так и для повышения собственной квалификации. Кроме того, хорошей поддержкой для библиотекарей могло бы стать создание в каждом районе и городе методических центров соответствующего направления.

Отметим, что сегодня возникает необходимость в появлении самых разнообразных типовых решений организации деятельности школьных библиотек (иногда именуемых как модели): информационно-библиотечные центры, мультикультурные библиотечные центры, ресурсные центры, медиатеки.

В республике Удмуртия работают более 670 библиотек образовательных учреждений (далее ОУ) республики. 110 из них оснащены компьютерами, 125 имеют доступ к сети Интернет. В целях реорганизации библиотек в информационные ресурсные центры ОУ, начиная с 2001 года за счет федеральных средств в школы поступило 368 комплектов электронных учебных пособий, 73 медиатеки и 440 комплектов программного обеспечения АИБС «МАРК-SQL» для полной комплексной автоматизации работы школьных библиотек, получены электронный каталог и электронные образовательные ресурсы нового поколения. Новые технологии дают большие возможности библиотекарям.

Однако есть и другая сторона кадровой проблемы: насыщение современными аппаратно-программными комплексами, необходимость работы со свободным программным обеспечением неизбежно приводят к необходимости введения в штатное расписание образовательных учреждений должности системного администратора. И этот вопрос также предстоит решать.

Сегодня состояние информационной среды библиотек образовательных учреждений республики нельзя характеризовать как благоприятное, о чем свидетельствует то, что только 16,5% из них оснащены компьютерной техникой, 18,6 % - имеют доступ в Интернет. И в этом плане, несмотря на то, что права ребенка декларируются как приоритетные, роль библиотек в качестве гаранта прав ребенка на получение информации явно недооценивается. Директора ОУ до сих пор не рассматривают школьную библиотеку как значительный и важный ресурс качественного образования. Об этом свидетельствует анализ деятельности библиотек Республики за последние годы.

Однако, как показывает анализ опыта работы, организация информационного образования на базе школьных библиотек сопряжена с такими недостатками, как нерегулярный характер обучения, обучение только рациональным приемам работы с книгой или лишь основам библиотечно-библиографической грамотности, в ущерб целостному формированию информационной культуры учащихся. Самостоятельную проблему представляет отсутствие должной психолого-педагогической подготовки библиотекарей, препятствующей выбору рациональных форм и методов работы в проведении информационного всеобуча.

Проведенная паспортизация школьных библиотек, анкетирование специалистов органов управления народным образованием позволили определить состояние кадровой и ресурсной базы библиотек, проблемы, препятствующие их развитию.

Состояние основных фондов библиотек характеризуется их информационным обеднением, значительным уменьшением отраслевой и художественной программной литературы (на 65%). В большинстве ОУ Республики школьные библиотеки комплектуются крайне плохо, если комплектуются вообще. В сельских районах поступлений новых книг не было от 3 до 10 лет. Дефицит детской литературы в школьных библиотеках – значительная проблема, которую отмечают многие школьные учителя. В лицеях и гимназиях с комплектованием основных фондов дело обстоит, в общем, неплохо, однако они комплектуются художественной литературой по школьной программе и краеведческой литературой за счет средств республиканского бюджета. Комплектование справочного фонда (словари, энциклопедии, справочники) даже в библиотеках этих ОУ идет, как правило, за счет внебюджетных средств. (…)


Далее

Используются технологии uCoz
на главную