ФОМИН Юрий Александрович,
начальник отдела национального образования и печатных изданий Министерства образования и науки Удмуртской Республики


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БИБЛИОТЕК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ, ПОСТАВЛЕННЫХ ПЕРЕД ОТРАСЛЬЮ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ПО ВНЕДРЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
(Извлечение из доклада на республиканской конференции «Информационные технологии в работе библиотек общеобразовательных учреждений». Сарапул, ноябрь, 2008 г.)
(окончание)

Отличительная черта сегодняшней ситуации - крайняя неравномерность в положении и развитии библиотек, что обусловлено многими причинами. Среди них:
- слабые ресурсы библиотек (размеры помещений, состояние фондов, квалификация кадров и др.);
- органами управления образованием, администрациями школ не принимаются управленческие решения, способствующие развитию библиотек;
- медленно идет автоматизация библиотечных процессов.

Одной из основных проблем является совершенствование нормативно-правового обеспечения деятельности библиотек. В настоящее время в уставах ОУ не прописана их роль и место в учебно-воспитательном процессе, отсутствует четкое определение статуса, стратегических задач, обязательств руководства школы перед библиотекой. В результате, действующие Положения о библиотеках, должностные инструкции специалистов не отражают специфику работы библиотеки конкретного ОУ.

Недостатки нормативно-правовой базы не позволяют принимать управленческие решения, направленные на развитие библиотек, улучшение их материальной оснащенности и повышение профессионального мастерства библиотекарей. Так, в штатах школ не устанавливаются должности библиотекарей (ведущий библиотекарь, библиотекарь 1, 2 категорий), что в свою очередь не позволяет провести аттестацию и повысить разряд оплаты труда, библиотекари аттестуются на занятие ими конкретной должности, определяемой штатным расписанием.

Стратегию развития школьных библиотек Республики во многом определяют новаторы. Среди них библиотеки лицеев №№ 29, 30, 97 г. Ижевска , №№ 20,7,24 г. Сарапула, школ Сарапульского района и ряда других. Это информационные центры, в которых создаются условия, активно способствующие формированию информационной культуры учащихся, их самостоятельной активности, а также повышению профессиональной квалификации учителей с помощью средств новых информационных технологий. Для ряда библиотек ключевым моментом является обучение целостному процессу информационно–поисковой деятельности, а одной из главных задач – помощь учащимся в определении оптимальных путей поиска, оценки и использования информации, собственного алгоритма решения информационных проблем.

Весьма актуальна для библиотек ОУ проблема построения равноправного партнерства с публичной библиотекой. Совместный арсенал средств библиотек в помощь регулярному и дополнительному образованию, воспитанию богат и разнообразен. У каждого из партнеров есть свои преимущества, использование которых позволяет наиболее эффективно обновлять содержание и формы общения с читателями, создавать новую комфортную информационно-библиотечную среду, отвечающую разнообразным читательским интересам. Работа в партнерстве с детскими библиотеками системы Министерства культуры позволит:
• приобретать новые знания и навыки,
• экономить ресурсы (финансовые, временные, и т.п.),
• привлекать ресурсы общественных организаций,
• реализовывать совместные проекты,
• стимулировать развитие новых путей деятельности и новых идей.
(…)

Самый больной вопрос на сегодня для сельской школы – это сокращение ставок библиотекарей, небольшие книжные фонды. Но, как показывает практика, любой директор может создать условия для существования библиотеки в малокомплектной школе, выделив помещение, разместив в помещении библиотеки компьютеры, предоставив доступ к Интернет – ресурсам, компенсируя за счет электронных учебных изданий отсутствие литературы. Такой подход к решению проблемного вопроса: быть или не быть библиотеке в сельской школе – позволит решить вопрос однозначно: быть.

Школа должна перестать воспринимать библиотеку как нечто постороннее, управляемое со стороны. Необходимо повернуться лицом к своей библиотеке, оценить её педагогический потенциал и возможности как учебной информационной среды. Только так можно будет решить вопрос самостоятельной работы школьника, что подчеркнул Президент Российской Федерации Медведев в своем обращении к Федеральному собранию.

Поставленные задачи соответствуют Концепции региональной информатизации до 2010 года и включены в республиканскую целевую программу «Электронная Удмуртия» по направлению «Развитие единой образовательной информационной среды в Удмуртской Республике».
(…).



Используются технологии uCoz
на главную