ФОМИН Юрий Александрович,
начальник отдела национального образования и печатных изданий Министерства образования и науки Удмуртской Республики


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БИБЛИОТЕК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ, ПОСТАВЛЕННЫХ ПЕРЕД ОТРАСЛЬЮ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ПО ВНЕДРЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
(Извлечение из доклада на республиканской конференции «Информационные технологии в работе библиотек общеобразовательных учреждений». Сарапул, ноябрь, 2008 г.)

С 2001 года в Удмуртской Республике началось целенаправленное формирование единого информационного образовательного пространства. С этого времени в школы республики поступило более 180 комплектов современного учебного оборудования, содержащего компьютеры, интерактивные доски, электронные учебные издания. В результате на сегодняшний день один компьютер приходится уже на 27 школьников, что соответствует среднероссийским показателям. Все основные и средние общеобразовательные школы Удмуртской Республики подключены к сети Интернет, почти 20% имеют свои сайты.

Одновременно с компьютерным оборудованием в школы поступают электронные образовательные ресурсы. Только в текущем году в целях легализации программного обеспечения во все общеобразовательные учреждения Удмуртской Республики поставлено более 650 комплектов наиболее востребованных лицензионных программных продуктов.

В свою очередь, на региональном уровне ведется последовательная работа по созданию собственных цифровых образовательных ресурсов. Так, школы Республики получили мультимедийные диски с материалами, отражающими её национально-региональные особенности.

Оснащение образовательных учреждений (далее ОУ) компьютерной техникой и электронными образовательными ресурсами – только первый этап информатизации. Владение информационными технологиями – вот новая составляющая современного качества образования. Высокое качество образования невозможно без высокого уровня информационной культуры, как учащихся, так и учителей. Обновляется образование, вводятся новые программы, технологии обучения, но главным остается умение учащихся учиться, быстро реагировать на изменения, критически мыслить, искать и перерабатывать необходимую информацию. Поэтому, проводя компьютеризацию учреждений образования, нельзя забывать о техническом оснащении библиотек. Современные проекты развития школ в условиях образовательных изменений требуют пересмотра стратегии развития и организации деятельности школьных библиотек. Их необходимо рассматривать как значительный и важный ресурс качественного образования.

Подход к формированию информационной культуры только через изучение информатики не может быть признан полным, т.к. ведет к неоправданному сужению понятия "информационная культура". Уровень информационной культуры человека определяли и будут определять основополагающие знания и умения в области поиска и обработки информации, без которых невозможна успешная учебная и профессиональная деятельность, которые формируются при взаимодействии с библиотечной средой и базируются на библиотечно-библиографических знаниях, знании новых информационных технологий и умении пользования ими на практике. Информационная библиотечная среда, или библиотека, как мы привыкли её называть, обучает всем этим навыкам и предоставляет условия для их применения.

В свою очередь, школьная библиотека, представляя одно из начальных звеньев в цепи непрерывного образования, получает сейчас уникальный шанс поднять свой престиж, упрочить статус библиотекаря за счет превращения библиотеки в особый центр – центр формирования информационной культуры личности. Центр, в котором учащиеся получают особую информационную подготовку: овладевают знаниями и умениями организации информационного поиска, как в традиционной, так и в новой информационной технологии, анализа и синтеза найденной информации, технологией самостоятельной подготовки необходимых в ходе обучения информационных продуктов.

Особая роль школьной библиотеки в формировании информационной культуры учащихся определяется как минимум двумя факторами:
- наличием соответствующих информационных ресурсов, включая ресурсы на разных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий), магнитном (фонд аудио и видеокассет), цифровом (СД-диски), коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях;
- профессиональной готовностью школьного библиотекаря к формированию информационной культуры учащихся.

Ныне в арсенале форм и методов работы школьных библиотек, занимающихся повышением уровня информационной культуры учащихся, широкое развитие получили занятия по пропаганде библиотечно-библиографических знаний. Именно в школьной библиотеке учащиеся имеют возможность на практике проследить связь информационной теории с практикой, наглядно представить результаты эффективного решения различных типов информационных задач, ощутить проблемы неподготовленного пользователя при работе с реальными массивами информации, осознать последствия собственной информационной неграмотности. В свою очередь, школьная библиотека, представляя одно из начальных звеньев в цепи непрерывного образования, получает уникальный шанс поднять свой престиж, упрочить статус библиотекаря за счет превращения библиотеки в особый центр – центр формирования информационной культуры личности.

Однако, как показывает анализ опыта работы, организация информационного образования на базе школьных библиотек сопряжена с такими недостатками, как нерегулярный характер обучения, обучение только рациональным приемам работы с книгой или лишь основам библиотечно-библиографической грамотности, в ущерб целостному формированию информационной культуры учащихся. Самостоятельную проблему представляет отсутствие должной психолого-педагогической подготовки библиотекарей, препятствующей выбору рациональных форм и методов работы в проведении информационного всеобуча.

В той информационно-педагогической среде, которую представляют собой современные библиотеки ОУ, становятся возможными новые формы в организации познавательной, коммуникативной и креативной (творческой) деятельности всех ее потребителей (школьников, педагогов), в том числе, для создания собственных средств информации и пр.


Далее
на главную

Используются технологии uCoz