3. ИБЦ (БИЦ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - ДОСТИЖЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ, ОПЫТ РАБОТЫ.

СТРАШКО Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы (высшей категории), ХОЗИВАЛИЕВА Мария Павловна,
библиотекарь ИБЦ, лицей №2, г. Астрахань.

Страшко И.В.

Хозивалиева М.П.


«День Евгения Онегина - день светского человека 20-х годов XIX века»
Библиотечный урок для учащихся 9 класса

Уже три года подряд учителя литературы нашего лицея совместно с заведующей читальным залом М.П. Хозивалиевой проводят урок «День Евгения Онегина - день светского человека 20-х годов XIX века». Урок этот необычен, интересен по содержанию и форме, построен на основе исследовательской деятельности лицеистов, поэтому и возникла мысль рассказать о нем.

Урок проводится после изучения I главы романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Напомним, что в этой главе в числе прочего автор подробно описывает день Евгения Онегина. Мы отмечаем основные вехи этого дня: прогулка по бульвару, изысканный обед у Talon, театр, бал; говорим о том, что день воспринимается Онегиным как необходимый светский ритуал, один день похож на другой: «И завтра то же, что вчера», что и становится причиной хандры героя, т.е. цель урока - анализ образа героя, причин его конфликта со светским обществом.

Проводя занятие «День Евгения Онегина - день светского человека 20-х годов XIX века», мы ставим иную цель, культурологическую, - создать образ эпохи 20-х годов XIX века в ее культурном аспекте: круг знакомых Онегина, балетные и оперные спектакли в Мариинском театре, книги, которыми увлекался герой, великосветский бал и др.. Учащиеся должны дать комментарий этим реалиям, изображённым в произведении. Во вступительном слове учителя звучит мысль и о том, что день Онегина - это обычный день молодого дворянина 20-х годов XIX, так мы подготавливаем учащихся к разговору о реализме романа.

Далее слово предоставляется М.П. Хозивалиевой. Она знакомит учащихся с литературой, которая будет им необходима для выполнения творческих заданий. Это, прежде всего, новый для учащихся вид литературоведческой литературы – комментарий (Лотман Ю.М. Роман Пушкина «Евгений Онегин» Комментарий.) Цель заданий – научить глубокому прочтению текста, дать опыт использования литературных энциклопедий, статей из литературоведческих журналов, исторических, культурологических источников, а также статей из БСЭ при изучении литературного произведения, для погружения в эпоху, определения круга интересов литературного героя.

Класс делится на группы, каждая группа получает своё задание и список необходимой справочной литературы. Время подготовки - 20 минут.

Класс делится на группы, каждая группа получает своё задание и список необходимой справочной литературы. Время подготовки - 20 минут.
1 группа - театралы: Дать характеристику театральной жизни Петербурга 1810 – 1830 г.г. (драматурги: Княжнин Я.Б., Озеров В.А., Катенин П.А., Шаховской А.А.; актрисы: Семёнова Е.С., Истомина А.И.; постановщик балетов - Дидло Карл)
2 группа - окружение Онегина (Каверин, Чадаев (Чаадаев), Вяземский)
3 группа - экономисты (Адам Смит, Жан Батист, простой продукт, отдавать в залог)
4 группа - географы (Мильонная, Летний сад, бульвар (Невский проспект), Talon)
5 группа - литературоведы. Это самая обширная группа, поэтому она делится на секции:
А) секция писателей античности: Гомер, Феокрит, Ювенал, Hазон (Публий Овидий), Вергилий;
Б) секция зарубежных писателей: Корнель, Руссо, Петрарка, Байрон;
В) секция литературных героев: Фоблас, Федра, Клеопатра, Моина, Армида, Гарольд.
6 группа - ритуал великосветского бала.

Оформление урока:
Выставки: «День Евгения Онегина - день светского человека».
«Русская дворянская культура первой четверти 19 века».
Рекомендательный список литературы.
Выступление каждой группы лицеистов сопровождается показом видеофрагментов (используются кассеты: «Живой Пушкин», «Архитектура Петербурга», «Война и мир»), иллюстраций, портретов.
Завершается работа итоговым словом учителя.



Используются технологии uCoz
на главную