«День Евгения Онегина - день светского человека 20-х годов XIX века» Библиотечный урок для учащихся 9 класса Уже три года подряд учителя литературы нашего лицея совместно с заведующей читальным залом М.П. Хозивалиевой проводят урок «День Евгения Онегина - день светского человека 20-х годов XIX века». Урок этот необычен, интересен по содержанию и форме, построен на основе исследовательской деятельности лицеистов, поэтому и возникла мысль рассказать о нем. Урок проводится после изучения I главы романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Напомним, что в этой главе в числе прочего автор подробно описывает день Евгения Онегина. Мы отмечаем основные вехи этого дня: прогулка по бульвару, изысканный обед у Talon, театр, бал; говорим о том, что день воспринимается Онегиным как необходимый светский ритуал, один день похож на другой: «И завтра то же, что вчера», что и становится причиной хандры героя, т.е. цель урока - анализ образа героя, причин его конфликта со светским обществом. Проводя занятие «День Евгения Онегина - день светского человека 20-х годов XIX века», мы ставим иную цель, культурологическую, - создать образ эпохи 20-х годов XIX века в ее культурном аспекте: круг знакомых Онегина, балетные и оперные спектакли в Мариинском театре, книги, которыми увлекался герой, великосветский бал и др.. Учащиеся должны дать комментарий этим реалиям, изображённым в произведении. Во вступительном слове учителя звучит мысль и о том, что день Онегина - это обычный день молодого дворянина 20-х годов XIX, так мы подготавливаем учащихся к разговору о реализме романа. Далее слово предоставляется М.П. Хозивалиевой. Она знакомит учащихся с литературой, которая будет им необходима для выполнения творческих заданий. Это, прежде всего, новый для учащихся вид литературоведческой литературы – комментарий (Лотман Ю.М. Роман Пушкина «Евгений Онегин» Комментарий.) Цель заданий – научить глубокому прочтению текста, дать опыт использования литературных энциклопедий, статей из литературоведческих журналов, исторических, культурологических источников, а также статей из БСЭ при изучении литературного произведения, для погружения в эпоху, определения круга интересов литературного героя. Класс делится на группы, каждая группа получает своё задание и список необходимой справочной литературы. Время подготовки - 20 минут. Класс делится на группы, каждая группа получает своё задание и список необходимой справочной литературы. Время подготовки - 20 минут.
Оформление урока:
Используются технологии uCoz
|