7. МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ШКОЛЬНЫМ БИБЛИОТЕКАМ

ГОЛОВАНЬ Елена Владимировна,
заведующая отделом развития школьных библиотек КОИРО, г. Кострома


Отдел развития школьных библиотек: основные направления деятельности

Созданный 11 сентября 2008 г. отдел развития школьных библиотек КОИРО считает своими основными задачами сохранение и развитие деятельности школьных библиотек на территории Костромской области, преобразование их в библиотеки-информационные центры, создание информационно-образовательной среды «учащийся – учитель – библиотекарь», где библиотекарь – основное звено информационного обеспечения образовательного учреждения.

Традиционно, при определении взаимоотношений в учебном процессе, «выпадают» и понятия «библиотекарь» и «информационное обеспечение», связанное с библиотекой образовательного учреждения. В лучшем случае, в триаду включается понятие «родитель». Этот ошибочный штамп повторяется повсеместно, во всех вертикалях властных образовательных структур. Даже учебные издательства, ориентирующие ученика и учителя на дополнительную литературу (например, справочные издания), как составляющую информационно-образовательной среды, не ассоциируют её со школьной библиотекой.

До сих пор не принят проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» в части установления федеральных требований к образовательным учреждениям по библиотечному обслуживанию учащихся, нормативов минимального библиотечного фонда и включения библиотекарей общеобразовательных учреждений в федеральную систему подготовки и переподготовки педагогических работников. Не решён вопрос о финансировании комплектования библиотечных фондов образовательных учреждений органами государственной власти субъектов РФ, что, безусловно, тормозит модернизацию школьных библиотек на федеральном и региональном уровне.

КОИРО уже прилагались определённые усилия по совершенствованию библиотек образовательных учреждений Костромской области. Институт предлагал разработать Региональную программу развития школьных библиотек. (Служебная записка была направлена директору департамента образования и науки КО). Программа, на наш взгляд, должна быть построена по модульному принципу и может внедряться поступательно. Принципиальные модули – библиотечные и информационные фонды и библиотечные кадры. Очень важные модули – чтение и укрепление материально-технической базы, в том числе информатизация библиотек.

В реализации представленных задач, направленных на решение во многом кризисных моментов в библиотечной политике, существенную помощь могут оказать органы общественного управления. В частности, недавно зарегистрированное в Костроме региональное представительство Русской школьной библиотечной ассоциации, цель которого - создание Попечительского совета школьных библиотек, привлечение общественного и государственного внимания к проблемам библиотечного сообщества, использование интеллектуальных и иных ресурсов, в том числе ведущих учебных издательств. Только совместная работа органов государственной власти и общественных структур может способствовать созданию целостной системы формирования библиотечных фондов и качественного предоставления информационных услуг пользователям в библиотеках образовательных учреждений.

Общеизвестный факт, что библиотечная специальность не входит в число престижных российских профессий из-за низкой оплаты труда, являясь при этом очень важной с точки зрения интеллектуальной востребованности (в западных странах профессия «библиотекарь» занимает высшие рейтинговые позиции).

В 353 библиотеках образовательных учреждений Костромской области работают 205 сотрудников, 102 из которых являются совместителями. 71 сотрудник – с высшим профессиональным образованием (педагогическим, техническим, библиотечным), 96 – со средним специальным (в т.ч. библиотечным), 25 и 13 имеют среднее и неоконченное высшее образование. Пенсионеры и люди предпенсионного возраста составляют 38 %.

Не смотря на «средние» показатели, костромские специалисты демонстрируют высокий творческий потенциал. Об этом свидетельствует активное участие и победа коллег В. Ф. Ювенской и И. Б. Гуровой (Чухломская СОШ им. А. А. Яковлева) в первом Всероссийском конкурсе «Лучший школьный библиотекарь года – 2008», итоги которого были подведены на Форуме «Михайловское 2008». Опыт лучших библиотекарей РФ будет использован в укреплении кадровой политики в системе школьных библиотек.

Такими видит основные направления деятельности новый отдел в структуре КОИРО.



Используются технологии uCoz
на главную