ЮРМАНОВА Светлана Валентиновна

ПУБЛИЧНАЯ БИБЛИОТЕКА – ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПАРТНЕР УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ (продолжение)

Сопровождение учебного процесса идет по двум генеральным направлениям – информационная поддержка преподавательского корпуса и обеспечение собственно образования молодых людей. Очень важно понимать, что и преподаватели и молодежь должны иметь возможность работать с технологиями того же уровня, с которыми они сталкиваются во внебиблиотечной жизни и обладать свободой в выборе носителя информации. Не важно, что это - книги печатные, аудио или электронные. Важна не форма, важно содержание. Ключевыми направлениями деятельности библиотеки по сопровождению процесса обучения конкурентоспособного специалиста в современных условиях становятся:
-комплексное информационное обеспечение полной и достоверной информацией согласно профилю образовательного учреждения;
-создание информационного потенциала учебного заведения в виде формирования собственных баз данных (в том числе и полнотекстовых) по профильным учебным дисциплинам;
-участие и обеспечение доступа к корпоративным ресурсам профильных учебных заведений;
-создание разветвленного справочно-библиографического аппарата и систем поиска информации;
-аналитико-синтетическая переработка первичной фактографической, статистической и библиографической информации согласно информационным потребностям и запросам пользователей учебного заведения;
-консультирование по вопросам поиска информации и ее получения;
-формирование информационной культуры пользователя.

Казалось бы, сегодня каждый ребенок, подросток без инструкции способен воспользоваться практически любым гаджетом. Цифровое поколение не должно испытывать неудобства в работе с информацией. Но информационная грамотность и информационная культура – далеко не синонимы. Практика убеждает нас в том, что большинство учащихся недостаточно хорошо ориентируются в потоке информации, не способны к быстрому и результативному поиску обучающих ресурсов в Интернет, не умеют пользоваться не только электронными каталогами, но и традиционными карточными.

В ЦГЮБ им. М. А. Светлова работает школа информационной грамотности и культуры. После ознакомления с системами поиска информации с помощью алфавитного, систематического и электронного каталога, систематической картотекой статей периодических изданий, ресурсами Интернет, учащиеся придумывают запросы по поиску информации или выполняют библиографические справки по заданию друг друга. В такой интерактивной форме гораздо быстрее усваивается и закрепляется информация. Очень интересный и удачный проект мы реализуем совместно с библиотечным колледжем № 58. Студенты осваивают методику проведения занятий в школе информационной грамотности и культуры, разработанную специалистами информационно-библиографического, абонемента, читального зала, литературы по искусству и координационно-методического отделов. Затем они выполняют практические занятия – проводят самостоятельно библиотечные тренинги сначала для своей учебной группы, а в дальнейшем и для пользователей «Светловки». Такие занятия приносят очевидную пользу как ведущим, так и их слушателям. В этом возрасте подростки более восприимчивы к мнению ровесников, нежели к авторитету старших – педагогов, библиотекарей, родителей.

Мы живем в эпоху реформы образования в России. Но что бы ни происходило в образовании, библиотека и образование связаны неразрывно. Среднее образование дает базу, а библиотека расширяет и углубляет полученные знания благодаря универсальному фонду. Она вырабатывает у пользователя навыки самостоятельной работы, методику поиска и ориентации в обширной и разносторонней информации. Этому служат, например, такие занятия с учащимися в «Светловке», как обучение методике реферирования информации, поиска в справочниках и энциклопедиях, работы с Интернет-ресурсами, поиска информации в периодических изданиях.

Вопрос о месте и роли библиотеки в системе образовательного процесса - актуальная проблема сегодня, поскольку многие учебные заведения не готовы к построению концепции равноправного партнерства с библиотеками. И это в то время, когда арсенал средств в помощь образованию в библиотеках богат и разнообразен. «Светловка» и учебные заведения Москвы давно и крепко сотрудничают в сфере обеспечения информационных потребностей и повышения интеллектуального развития молодежи. По сути, публичные библиотеки взяли на себя информационно-библиографическое обеспечение учебного процесса. Ежегодно между ЦГЮБ им. М. Светлова и учебными заведениями заключаются договоры о совместной деятельности по привлечению учащихся к чтению, к культурно-массовой работе и выполнению общеобразовательных программ.

Информационные массивы «КонсультантПлюс» и «ГАРАНТ», предоставляемые пользователям читального зала Центральной городской юношеской библиотеки имени Светлова безвозмездно, помогают формированию правового сознания молодых людей. Программа правового просвещения «Закон и я», циклы бесед и лекций для подростков, их родителей и учителей в рамках профилактики негативных явлений в молодежной среде совместно со специалистами фонда «НАН» - «Нет алкоголизму и наркомании», все это в планах совместной работы библиотеки со школами и колледжами.


Далее

Используются технологии uCoz
на главную