3. ИБЦ (БИЦ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - ДОСТИЖЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ, ОПЫТ РАБОТЫ.

ХОЗИВАЛИЕВА Мария Павловна,
библиотекарь ИБЦ лицея №2, г. Астрахань.


ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНОГО ЦЕНТРА ЛИЦЕЯ

Информационно-библиотечный центр (ИБЦ) на базе библиотеки педагогического лицея №2 создан ещё в 1997 г. Именно с этого времени стали усиленно комплектоваться фонды традиционных изданий и материалов на нетрадиционных носителях информации, были открыты новые структурные подразделения: читальный зал и видеосалон. Работа по созданию пакета документации, регламентирующей деятельность ИБЦ, велась библиотекарями в режиме открытого обсуждения, и позволила всему коллективу лицея (администрации, педагогами, ученикам и даже родителям) войти в курс библиотечных проблем, оценить объем работы и перспективы развития ИБЦ. Штат, включающий 4 сотрудника, позволяет обслуживать свыше 1,2 тыс. читателей ежегодно. И не просто подбирать и выдавать книги, периодику, аудио-, видео-, электронные документы. Наша работа с каждым днем становится всё более содержательной, приобретает педагогическую направленность.

К 10-летию образования ИБЦ в лицее вышло очередное информационное научно-методическое издание «Мастер», полностью посвященное совместной деятельности ИБЦ с педагогами (вып.№16, 2007, декабрь. 61 с.). Здесь даны разработки интегрированных, библиотечных уроков, внеклассных мероприятий, литературных игр. В подготовке сборника активное участие принимали преподаватели кафедр литературы, русского языка, естественных дисциплин, физики и математики. Несмотря на различие тематики, их объединяют главные цели: привлечение учащихся к систематическому чтению, формирование умений и навыков работы с разными видами печатной продукции и современными носителями информации, освоение основ библиотечно-библиографических знаний. Сегодня и библиотекари, и педагоги приучают лицеистов использовать дополнительную литературу и современные источники информации для подготовки к занятиям, расширения кругозора, формирования культуры самообразовательной работы, содействуя тем самым комфортному вхождению ребят в информационное общество.

Так уж сложилось, что наиболее активно со школьными библиотеками работают учителя гуманитарного профиля. И нам приятно, что наряду с ними, в нашем ИБЦ успешно и активно проходят занятия, ориентированные на освоение широкого диапазона предметов.

Многие из представленных в сборнике мероприятий, показавшие свою эффективность, стали для нас традиционными и проводятся из года в год для новых наших читателей. Традиции создаются людьми неординарными, творческими. Например, с Л.К. Ромоховой, учителем физики высшей категории, мы начинаем совместное проведение интегрированных уроков в библиотеке с самого начала изучения предмета. Это позволяет научить семиклассников работе с отраслевой и справочной литературой, причем непосредственно в читальном зале. К настоящему времени в течение года проходит 4 занятия, в конце каждой четверти по одному. [см. один из материалов Л. К. Ромоховой на данном сайте].

Интегрированные уроки математики проходят не менее интересно. Так, педагог Н.В. Словина, приводя пятиклассников в ИБЦ, ставит следующие задачи:
- Познакомить учащихся с читальным залом лицея.
- Научить пользоваться специальной математической литературой.
- Повысить математическую культуру.
- Показать учащимся гармонию и красоту математической мысли.

Для девятиклассников урок математики в информационно-библиотечном центре готовится с учетом того, что ребята многое здесь знают и умеют использовать. Учитель математики В.М. Майстренко выбрала конкретную задачу: закрепить знание формул квадратного уравнения и формулы сокращенного умножения, а также освоить построение точки по её координатам и нахождение координаты точки.

И в первом (5-й класс), и во втором (9-й класс) случаях идет активное обучение и побуждение школьников пользоваться справочной и дополнительной литературой, библиотекой, развивать культуру математической речи, умения и навыки выступать перед аудиторией.

Несомненно, проведение совместных мероприятий в ИБЦ требует особой подготовки и внимания, как со стороны библиотекаря, так и со стороны педагогов. Это и постановка конкретных задач, и разработка схемы урока, наполнение её конкретным содержанием, написание сценария, выбор, а зачастую и создание наглядных материалов и презентаций. Как правило, любой интегрированный урок, каждое мероприятие включает обзор литературы и тематическую книжную выставку. В результате, порой возникают и авторские разработки уроков, поистине уникальные по своему содержанию и эффективности.

В заключение приведу выдержки из оглавления журнала:
Ромохова Л.К., Хозивалиева М.П. Физика в библиотеке. Цикл уроков.
Словина Н.В., Хозивалиева М.П. Урок математики в ИБЦ для 5-х классов.
Майстренко В.М., Хозивалиева М.П. «О, математики!». Урок математики в ИБЦ.
Страшко И.В., Хозивалиева М.П. «День Евгения Онегина – день светского человека».
(…)
Калашник В.Н., Хозивалиева М.П. Читаем классику со словарями русского языка.
(…)
Лукина М.В., Боброва Е.Г., Легина Л.А., Хозивалиева М.П. Тайны лингвистических словарей. Библиотечный урок. 8 класс.
(…)
Калашник В.Н., Курганова Н.Е., Ступина Т.Н., Хозивалиева М.П. «Перевернутая пирамида жизни». Ко Дню Земля. 6 класс.
(…)

Нам остается только сожалеть, что огромный совместный опыт нельзя вместить в один номер журнала, даже полностью посвященный этой тематике.



Используются технологии uCoz
на главную