3. ИБЦ (БИЦ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - ДОСТИЖЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ, ОПЫТ РАБОТЫ.

КОНДРАТЬЕВА Раиса Васильевна,
руководитель отдела Учебно-методического сопровождения УМЦ по профессиональному образованию Департамента образования г. Москвы.


ПЕРСПЕКТИВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ БИБЛИОТЕК СИСТЕМЫ СПО

В системе среднего профессионального образования г. Москвы функционирует более четырехсот библиотек колледжей, которые обеспечивают учебно-воспитательный процесс учреждений СПО учебной, научной, справочной, художественной литературой, периодическими изданиями и информационными материалами на бумажных и иных носителях. Помимо этого, библиотеки учреждений СПО традиционно являются центрами распространения знаний, духовного и интеллектуального общения, культуры и досуга.

В целях содействия подготовке конкурентноспособных специалистов, библиотеки формируют фонды в соответствии с информационными потребностями своих читателей, ведут справочно-библиографический аппарат (в том числе и электронные каталоги и картотеки), осуществляют оперативное библиотечное и информационное обслуживание учащихся (студентов), преподавателей и сотрудников колледжей, формируют их информационную культуру. Стремясь идти в ногу со временем, библиотечные работники учреждений СПО автоматизируют библиотечно-информационные процессы, используя современные АИБС.

Нынешняя учебная библиотека, в отличие от традиционной, выполняет целый ряд функций: образовательную (в т.ч. подготовку к ЕГЭ), информационную, культурно-просветительную, досуговую. И сегодня на повестке дня стоят проблемы модернизации учебных библиотек, в частности, преобразования их в информационно-досуговые центры.

Этой проблеме был посвящен круглый стол, прошедший в ГНПБ им. К.Д. Ушинского РАО 10 сентября 2008 г. В работе круглого стола приняли участие более 80 библиотечных специалистов системы СПО. Организаторы мероприятия, специалисты УМЦ по профессиональному образованию Департамента образования Москвы, включили в его программу выступления представителей различных типов библиотек, обслуживающих юношество и педагогов. О направлениях работы с ними рассказали зав. отделом ЦГЮБ им. М.А. Светлова С.В. Юрманова и зав.филиалом №38 ЦБС №7 О.А. Обдулина. Несомненно, студенты и учащиеся московских колледжей давно и плодотворно пользуются информационными ресурсами и услугами публичных библиотек. Нас же порадовал тот факт, что специалисты публичных библиотек не только поддерживают наших читателей, но все чаще координируют свою деятельность с библиотеками ОУ, рассматривают их как партнеров по работе. Так, например, библиотека-филиал №38 Таганского района столицы, в микрорайоне которой 9 профессиональных колледжей, не просто наладила с ними контакты, но и консультирует, проводит фестиваль «Парад профессий», где ОУ представляют свои презентации.

Собравшихся за круглым столом волновали вопросы участия библиотеки в мероприятиях по профориентации и профадаптации студентов, их роли в формировании интереса к книге и чтению, имидж и создание привлекательного образа библиотеки, её участие в организации развивающего студентов досуга.

Значительная часть выступлений была посвящена непосредственно проблемам преобразования библиотек СПО в информационно-досуговые центры. Так, в частности Е.А. Власова, библиотекарь колледжа сферы услуг №29, раскрыла внешние параметры и внутреннее содержание современной учебной библиотеки, об использовании в помощь образовательному процессу материалов сети Интернет рассказала зав. библиотекой пищевого колледжа №33 Н.В. Кустова. Многие докладчики отмечали, что не менее важными становятся для библиотекарей проблемы проектной деятельности в помощь разработке компетенций будущих специалистов, подготовки баз данных по профилю колледжа, создание сайта колледжа и библиотеки, качественное отражение на нем информационно-библиотечных ресурсов.

Директор колледжа малого бизнеса №4 Е.В. Суворова представила свой взгляд на роль библиотеки в образовательном учреждении, выделив, в частности, большие возможности библиотечного влияния на формирование информационного мировоззрения и компетентности в процессе совместного с педагогами проведения интегрированных уроков, использования в работе мультимедийных образовательных ресурсов. Дав высокую оценку работе специалистов библиотеки своего ОУ, Елена Владимировна высказала слова признательности всем библиотекарям, работающим в сложных условиях, без достойного материального вознаграждения.

Наряду с информационной составляющей деятельности, выступающие отмечали и необходимость возрастания роль чтения, как важнейшего условия повышения грамотности, что во многом определяет качество трудовых ресурсов, уровень общего образования и, в конечном счете, темпы социально-экономического развития.

В заключение отмечу, что повышение образовательного и культурного уровня молодого поколения является приоритетом социальной политики Правительства Москвы. И от библиотек образовательных учреждений ждут активизации информационной работы и деятельности в поддержку чтения и книги, расширения круга социальных партнеров, развития творческой инициативы. Со своей стороны УМЦ Департамента образования выпустил инструктивно-методические материалы «В помощь библиотекарю колледжа» (М.: Форум: УМЦ ПО ДОМ, 2008. 200 с.), а также обеспечил библиотеки колледжей «Программой мероприятий по поддержке и пропаганде чтения в образовательных учреждениях города Москвы на 2009-2011 годы» (М.: Центр «Школьная книга», 2008.89 с.), которая станет ориентиром в планировании и участии в этой деятельности.



Используются технологии uCoz
на главную