МАРКАРОВА Тамара Сергеевна

ШКОЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА (продолжение)

Целью работ по организации ШЭБ является создание информационной системы, обеспечивающей:
• формирование электронного фонда документов, используемых в учебном процессе;
• создание и ведение электронного каталога документов фонда;
• Интеграцию электронных ресурсов имеющихся в библиотеке СОШ, сайте СОШ, других информационных ресурсов СОШ, предназначенных для коллективного использования;
• Навигацию, поиск и просмотр документов электронного фонда, в том числе в удаленном режиме;
• Администрирование электронного фонда и электронного каталога.

При принятии положительного решения о создании ШЭБ необходимо перейти к определению функционального состава ШЭБ, состава информационных ресурсов ШЭБ и определению профиля и технологий комплектования ШЭБ.

Мы рассматриваем школьную электронную библиотеку (ШЭБ) как комплексный ресурс образовательного учреждения, включающий как ресурсы школьной традиционной библиотеки, так и другие электронные ресурсы, создаваемые для информационного обеспечения образовательного процесса (школьный сайт, образовательные электронные ресурсы, портфолио учащихся, школьный электронный музей и проч.).

ШЭБ может включать следующие основные структурные компоненты:
• Электронный каталог
• Основной (пользовательский) фонд электронных документов ШЭБ, доступных в режиме on-line
• Страховой фонд электронных документов;
• Фонд документов на переносимых носителях (медиатека)

Комплектование электронных библиотек может осуществляться несколькими способами:
• Оцифровка документов, имеющихся в распоряжении создателя;
• Получение электронных версий документа от автора;
• Заимствование документов, имеющихся в свободном доступе в Интернет;
• Закупка законно распространяемых электронных изданий на переносимых носителях;
• Комплектование ШЭБ на основе технологии электронной доставки документов (ЭДД).

Рассмотрим подробнее возможные подходы к содержательному формированию фондов электронных изданий методом оцифровки. К несомненным достоинствам создания ШЭБ методом оцифровки можно отнести два фактора. Во-первых, электронный документ изначально подготавливается в виде, определенном в техническом задании и других требованиях, предъявляемых к электронной библиотеке. Во-вторых, правовые вопросы решаются только с правообладателем на произведение, не требуя согласований с правообладателями на программные средства, веб-дизайнерами и т.д.

Можно выделить несколько модельных форм, предпочтительность которых зависит от типа школы (городская, сельская, гимназия, с углубленным изучением предмета и т.д.), финансово-экономической возможности, кадрового потенциала и системы фондов традиционных библиотек.

Каждая из моделей позволяет организовать электронный фонд как открытого типа (доступный через Интернет), так и предназначенный для работы только в локальной сети или на одном компьютере.


Далее

Используются технологии uCoz
на главную