3. ИБЦ (БИЦ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - ДОСТИЖЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ, ОПЫТ РАБОТЫ.

ХВОСТОВА Людмила Ивановна,
библиотекарь лицея №5 г. Быхов Могилевской обл., Республика Беларусь


ЛИЦСО - ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ

Лицейский информационный центр самостоятельного образования (ЛИЦСО) лицея №5 г. Быхов Могилевской области много времени уделяет проблемам формирования информационной культуры школьников. Пожалуй, именно поддержка самостоятельного образования отличает ЛИЦСО от традиционной школьной библиотеки и практически заложено уже в самом его наименовании. Среди используемых в данной области разработок мы выбрали и опираемся на те, что подготовлены коллективом специалистов Кемеровской ГАКИ во главе с Н.И. Гендиной. Значительная часть их известна и широко применяется в библиотеках не только России, но и стран СНГ. В настоящее время мы сосредоточили свое внимание на тех аспектах методики, которые связаны с технологиями формализованной подготовки информационных продуктов.

Специалисты библиотечного дела традиционно занимались их созданием, и на новом витке развития общества подходят к этому процессу с учетом возможностей применения информативно-коммуникационных технологий (ИКТ). Сегодня эти знания потребовались значительно большей части населения. Так, в системе образования повсеместно в последние годы школьники пишут не только традиционные изложения, сочинения, сообщения, но и учатся создавать современные информационные продукты, среди которых аннотации, рефераты, обзоры.

Знание формализованных методик подготовки подобных вторичных информационных продуктов позволяет не просто научиться выявлять основное смысловое содержание первичных документов, давать их в сжатом виде, многопланово характеризовать, избегая субъективных оценок, но и значительно снизить временные и интеллектуальные затраты при подготовке и оформлении итоговых документов (рефератов, обзоров, дайджестов, научных работ и пр.).

Я считаю, что школьной библиотеке вполне по силам новая современная задача – дать алгоритм действий при анализе учебного, научного, справочного текста, научить учащихся замечать и использовать элементы внешней структуры издания, его справочный аппарат, оценивать внутреннюю структуру основного текста с точки зрения логики изложения, деления на части (главы, разделы, параграфы) и т.д. Эти навыки особенно необходимы, они успешно могут быть использованы лицеистами в ходе их учебной и особенно научно-исследовательской деятельности. Специальные приложения, имеющиеся в методике, позволяют овладеть устойчивыми научными оборотами, используемыми вне зависимости от характера той науки, которой увлечен учащийся (естественной, точной, гуманитарной).

Предлагаемые специалистами КемГАКИ формальные правила, в том числе последовательность выполнения отдельных технологических операций, маркеры (характерные слова и словосочетания) для раскрытия содержания, индикаторы(устойчивые словесные обороты, акцентирующие внимание читателя), применимы не только к научной, научно-популярной и справочной литературе, но используются и при работе с литературно-художественными изданиями. Освоив данную формализованную методику, наши ребята уже не затрудняются при составлении тезисов, докладов, рефератов, обзоров в школе, надеемся, что эти знания пригодятся им и в дальнейшем, при написании курсовых и дипломных работ.

Как и любую инновационную деятельность библиотеки, работу по освоению методики формализованной подготовки информационных продуктов я начала с педагогического коллектива. Должна отметить, что педагогическая деятельность в лицее ориентирована на использование новейших разработок и достижений в сфере образования, вследствие чего наши педагоги умеют оценивать полезные инновации и успешно применять их в своей практике. Не искажая методику Н.И. Гендиной, совместно мы адаптировали ее к условиям нашего учебного заведения. Созданная разработка позволяет изучать основы информационной культуры в процессе усвоения программы по любому школьному предмету.

На основе научно-методического пособия Натальи Ивановны Гендиной «Информационная культура личности: диагностика, технология информирования», совместно с учителем истории Беларуси Анжеликой Александровной Терешонок был разработан цикл интегрированных уроков. С этой разработкой мы приняли участие в республиканском конкурсе образовательных учреждений, в номинации «Уроки информационной культуры школьников старших классов».

В марте месяце на базе нашего лицея состоялся областной семинар специалистов по библиотечным фондам учебной литературы по теме «Формирование информационной культуры школьников». В ходе этого мероприятия прошел открытый показательный урок. Отличительной особенностью урока можно считать тот факт, что ребята не получали заранее специальных заданий и материалов. Процесс усвоения знаний и получения практических навыков формализованного создания информационного продукта (реферата) происходил на глазах участников семинара, что подчеркнуло не только универсальность самой методики, но и возможность её успешного применения в школе.

В заключение отмечу, что созданная в лицее модель библиотеки – ЛИЦСО - помогла нам выработать новую стратегию информационно-библиотечного обслуживания, позволяющую оперативно откликаться на потребности образовательного учреждения и читателей, и, одновременно, переместить акценты с текущих проблем на значимые приоритеты долговременного характера.



Используются технологии uCoz
на главную