3. ИБЦ (БИЦ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - ДОСТИЖЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ, ОПЫТ РАБОТЫ.

РОСКИНА Татьяна Ивановна,
директор научно-педагогической библиотеки г. Николаева, Республика Украина.


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА – В ПОМОЩЬ ШКОЛЬНЫМ

Николаевская научно-педагогическая библиотека (НПБ), одна из трех самостоятельных педагогических библиотек Украины, считает своей миссией информационное обеспечение педагогической деятельности и предоставление доступа к источникам информации всем категориям работников образования. Единственная в городе профессионально скомплектованная библиотека формирует свои ресурсы, исходя из потребностей педагогов средних школ и учебных заведений нового типа. В своей просветительской деятельности, широко используя информационно-библиотечные формы работы, ориентируясь на интересы школьных учителей и стремясь наиболее полно удовлетворять их запросы, мы не только непосредственно обслуживаем педагогов города, но и выходим на них через школьные библиотеки.

С 2003 года, согласно приказу Министерства просвещения и науки Украины и АПН Украины (№334/31 от 30.05.03) НПБ официально выполняет функции регионального научно-методического центра для библиотек всех типов и видов.

В НПБ внедряются новые, ранее недоступные библиотеке формы работы: открыт Интернет-центр при поддержке американской программы IREX/AITP, есть, пусть пока и небольшая, полиграфическая база для выпуска собственных информационно-библиографических материалов, газеты «Освiтянин» и рекламной продукции библиотеки. Активно внедряется региональная программа автоматизации библиотек на основе программного обеспечения «IRBIC», что предшествует её последующему использованию в работе школьных библиотек.

Наши приоритеты постоянно совершенствуются, происходят изменения, которые позволяют нам упрочить нашу роль в информационном образовательном пространстве города и области.

Мы разработали и успешно воплотили в жизнь целевую комплексную программу «НПБ в системе образовательно-информационного пространства города» на 2000-2005 г.г., в соответствии с которой совершенствовалась техническая база и нашей библиотеки, и школьных библиотек города. Здесь нам еще раз пришлось убедиться в целесообразности целевого комплексного планирования, при котором четко обозначены стратегические цели и тактика их достижения.

Одним из ведущих направлений работы становится оказание информационно-методической и практической помощи в реорганизации работы библиотек средних общеобразовательных учреждений, начинать которую нужно с закрепления особой роли и места школьной библиотеки в структуре образовательного пространства.

В системе библиотек у школьной – особое место, поскольку она одновременно выполняет функции учебной, специальной (для учителей) и публичной, предлагая материалы сверх программы. Потому и реорганизация библиотеки такого типа – дело сложное, важное и … государственное!

Главная цель нашей работы в этом направлении – полная перестройки, как сознания школьного библиотекаря, так и всех библиотечных процессов. Для того, чтобы этот процесс «пошел», в школьную библиотеку должны придти новые информационно-компьютерные технологии. И наша основная задача – стать их проводником.

Инициативная группа сотрудников НПБ разработала программу «Педагогическая библиотека – школьным», в рамках которой был заложен ряд инициатив, направленных на изменение ситуации со школьными библиотеками города. Прежде всего – это просветительская работа среди руководителей городских школ по разъяснению важности компьютеризации библиотек и демонстрация возможностей программного обеспечения и Интернета, дополненные традиционными технологиями в обучении и воспитании. Особенно подчеркивается мысль, что все это информационное богатство должно быть сосредоточено в одном месте (в школьной библиотеке) и доступно всем: учителям и ученикам. Таким образом, будет создаваться новая структура - Информационный центр школы.

Не менее важна работа с самими школьными библиотекарями, связанная с изменением стереотипов в их работе и установкой на инновации. С этой целью были проведены семинары «Новая миссия школьной библиотеки», «Современный имидж школьного библиотекаря», «Инновационные процессы в практике работы школьного библиотекаря».

Далее

Используются технологии uCoz
на главную