6. ИКТ КАК ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕЛИ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ.

Бауман Эльвира Самуиловна,
зав. отделом библиотечных информационных технологий Новосибирского государственного педагогического университета

ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ ШКОЛЬНОГО ЭЛЕКТРОННОГО КАТАЛОГА

Во всём мире и в нашей стране библиотеки становятся всё более сложными системами, требующими от своих работников самых разнообразных знаний. В зарубежных странах на работу в школьные библиотеки принимаются люди с университетским образованием и обязательным вторым библиотечно-информационным.

Работа школьного библиотекаря очень многогранна. Это и культурно-массовая работа: организация всевозможных выставок, проведение культурно-массовых мероприятий и т. д. Это и деятельность по формированию каталога библиотечного фонда, без которого невозможно вести не только учет фонда, выдачу изданий читателям, но и воспитательно-просветительную деятельность: проводить уроки библиотечной грамотности, готовить юных читателей к пользованию каталогами в вузовских библиотеках.

Кроме того, имея хороший каталог можно очень легко создавать тематические выставки, составлять рекомендательные списки для учителей и не только для повышения квалификации, но и для того, чтобы они на своих уроках предлагали детям, для дополнительного чтения по темам, именно ту литературу, которая есть в своей школьной библиотеке. Это не просто удобно для учителей, но одновременно повышает престиж, как всей школы в целом так и школьной библиотеки. Для библиотекаря при этом очень важно, что количество обращений читателей с запросами, которые библиотекарь не в состоянии выполнить, сведётся к минимуму.

В 2007-2008 учебном году на базе библиотеки Новосибирского государственного педагогического университета были проведены курсы повышения квалификации школьных библиотекарей(72 часа). На курсах в общей сложности было обучено 40 человек.

Были рассмотрены вопросы по каталогизации и систематизации изданий в соответствии с ГОСТом, информационно-библиографическая деятельность библиотекаря, работа школьного библиотекаря с Интернет и т. д. Но в основном курсы были направлены на обучение автоматизации работы школьного библиотекаря на базе автоматизированной библиотечной информационной системы(АБИС) MARC SQL.

В библиотеке Новосибирского государственного педагогического университета уже наработан достаточный опыт по автоматизации библиотечных процессов на базе АБИС MARC SQL. Поэтому курсы были очень плодотворными и практически все слушатели после возвращения на свои рабочие места начали (а некоторые и продолжили) автоматизацию библиотечных процессов. Всем слушателям были выданы методики с пошаговым описанием основных автоматизируемых процессов.

На курсах, конечно, было уделено внимание автоматизации инвентарного учёта, ведения КСУ. Слушатели получили представление и об автоматизации книгообеспеченности. Но основное внимание было уделено катологизации и систематизации, созданию электронного каталога. Это связано, прежде всего с тем, что в библиотеке университета особенно чувствуется насколько необходимо, чтобы на первый курс приходили студенты, которые уже в состоянии ориентироваться в информации, предлагаемой библиотекой, через электронный каталог. Таким образом, внимание слушателей было сосредоточено именно на технологии формирования достаточно ёмкого электронного каталога, удобного, как для составления тематических списков, выставок, так и для поиска нужной информации. Для этого слушателям было рекомендовано вводить в электронные записи об изданиях не только аннотации, ключевые слова, но и персоналии и сведения о том, о каких произведениях говорится в данном документе(для литературоведческих изданий).

Все слушатели согласились, что наличие такого электронного каталога способно решить многие их проблемы. При наличии такого каталога можно при дальнейшей компьютеризации школ, в тех классах, где будут установлены компьютеры, устанавливать электронные каталоги для непосредственного их использования, при необходимости, прямо на уроках или переменах. В этом случае, учителя для основных списков рекомендательной литературы могут использовать только издания, имеющиеся в библиотеке. Кроме того, учителя могут уже правильно подавать заявки на новую литературу, ведь электронный каталог показывает не только информацию о наличии издания, но и количество экземпляров каждого издания.

Далее

Используются технологии uCoz
на главную