5. ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ШКОЛЫ: ОБУЧАЕМ И ВОСПИТЫВАЕМ В БИБЛИОТЕКЕ.

ХОМЯКОВА Галина Михайловна,
методист ЦПК г. Вологды


ШКОЛЬНЫЕ БИБЛИОТЕКИ – ВАЖНОЕ ЗВЕНО ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ГОРОДА

Школьная библиотека есть компонент педагогической системы общеобразовательного учреждения. И образовательное учреждение, и библиотека преследуют единую цель: формирование общей культуры личности, ее интеграцию в национальную и мировую культуру, самоопределение и достижение социальной компетентности. Поэтому так естественна для библиотечных работников педагогическая деятельность, которая направлена на воспитание, обучение, развитие личности читателя специфическими средствами и методами библиотечной работы. Она базируется на определенных факторах, важнейшими из которых являются библиотечно-информационные ресурсы (печатные и современные носители информации), библиотека как культурно-образовательная и предметно-развивающая среда, и сам библиотекарь как педагог. И не случайно всё чаще школьные библиотекари г. Вологды участвуют в общегородских мероприятиях для педагогов, на равных представляя свой опыт и свои достижения.

Так, в ноябре 2004 г. в Центре повышения квалификации прошёл городской конкурс на «Лучший школьный кабинет». В нём приняли участие библиотекари из 10 школ. Работа библиотек оценивалась по тем же показателям и параметрам, что и деятельность предметных кабинетов. Победителями среди библиотекарей стали Лидия Ивановна Смирнова, зав. библиотекой МОУ СОШ №3, и Ирина Фёдоровна Калининская, зав. библиотекой МОУ СОШ №15. Ещё одно мероприятие, первый городской слёт инновационных учреждений и творческих педагогов, состоялось в Вологде в марте 2005 г. И вновь, наряду с педагогами и воспитателями здесь работали представители пяти школьных библиотек. Опыт участия в предыдущих совместных мероприятиях позволил нашим коллегам успешно выступить и на этот раз. И.Ф. Калининская представила презентацию на тему «Школьная библиотека – центр духовно-нравственного воспитания и общения» на секции «Воспитание? Воспитание… Воспитание!». На секции «Воспитание гражданина» с презентацией на тему «Школьная библиотека в современных условиях образования» выступила Л.И. Смирнова. Оба библиотекаря получили сертификаты победителей в своих номинациях. А значит, очередной раз подтвердилась правомерность взгляда на библиотечный труд в школе как на важную часть педагогической деятельности.

Надо сказать, что такая практика освоения педагогического мастерства и применения педагогических технологий и приёмов даёт свои положительные результаты. Качество профессионально-педагогической деятельности библиотекарей совершенствуется, и библиотечная работа по праву начинает рассматриваться как особо организованный образовательный процесс в сфере учебного и свободного времени школьника. Вместе с тем, в педагогической сфере деятельности школьная библиотека не теряет своей самобытности и решает свои специфические задачи.

Одно из направлений педагогической деятельности вологодских библиотекарей – воспитание патриотизма, формирование у школьников любви к Отечеству, малой родине. Эти проблемы широко обсуждались на семинаре «Патриотическое воспитание на истории и традициях школы».

Местом проведения семинара стала школа №39, одна из старейших школ города, отметившая в 2005 году свой 100-летний юбилей. Доклад директора школы М.Д. Козыревой был посвящен историческому пути учреждения, долгие годы входившему в систему образовательных учреждений Северной железной дороги.

Особую роль библиотеки в поддержании традиций школы раскрыла её заведующая Е.Б. Зингер, рассказавшая о взаимодействии с педагогами, учителями-ветеранами, выпускниками.

Наглядным свидетельством связи настоящего с прошлым стал мастер-класс учителя литературы Т.В. Кубаревой. Вместе с учащимися 10А и 10К классов она провела заседание литературной гостиной «Я явился на землю любя», посвященное жизни и творчеству выпускника школы поэта Николая Фокина. В основу мероприятия легли самостоятельные исследовательские работы школьников, посвященные творчеству Н. Фокина, и стихи поэта, проникновенно прочитанные ребятами. Был оформлен специальный выпуск газеты. Особый колорит, несомненно, придавало участие в заседании учительницы поэта, ветерана педагогического труда Г.С. Зарубиной.

Для большинства библиотекарей - участников мероприятия мастер-класс стал не только настоящим открытием творчества поэта-земляка, но и примером организации внеклассного мероприятия. Несомненно, это помогает приблизиться к основной цели педагогической деятельности школьной библиотеки: через подготовку квалифицированного читателя - к формированию духовно богатой личности. Об этом шла речь при обсуждении итогов семинара. Мы же, как организаторы мероприятия, ещё раз убедились в важности взаимопроникновения деятельности библиотекарей школ и педагогов, в частности, отметили необходимость практического ознакомления библиотечных работников с технологиями внеклассной работы, используемыми учителями. Важно помнить, что профессиональные интересы педагогов и библиотекаря школы не просто пересекаются в одной плоскости, именуемой «ребенок», но и направлены к единой цели – обучить комфортному существованию в современном информационном, знаниевом обществе.



Используются технологии uCoz
на главную