7. МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ШКОЛЬНЫМ БИБЛИОТЕКАМ

Синицына Тамара Александровна,
зав. библиотекой, методист по школьным библиотекам, г. Владимир, ВИПКРО


ПЕРСПЕКТИВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«Есть только одно действительно неистощимое
сокровище – это библиотека»
Пьер Буаста

Становление образовательной системы информационного общества предполагает изменения в содержании образования, требует постоянного осмысления роли ИКТ в образовательном процессе. На современной технологической основе решаются многие проблемы освоения обновляющегося учебного материала, тем самым обеспечивается принципиально новое качество образования. Важную роль в этих процессах играет школьная библиотека, становясь центром информационно-библиотечного пространства образовательного учреждения. При этом меняется как статус школьного библиотекаря, так и реальное правовое поле, регламентирующее его деятельность.

В последние два года наметились позитивные сдвиги в области библиотечного дела. В Послании Федеральному Собранию РФ и на Совете при Президенте РФ по Культуре и искусству в апреле-мае 2007 года, Президент России обратил пристальное внимание на проблемы в библиотечной системе в страны, очертил ряд важных задач, которые должны решаться в ближайшее будущее, как на федеральном, так и региональных уровнях.

Практически чередой прошли несколько значительных мероприятий высокого уровня по проблемам библиотек страны в т.ч. и школьных - это Второе заседание Общественного Комитета содействия развитию библиотек России (апрель 2007), Всероссийский библиотечный конгресс (ХII ежегодная конференция Российской Библиотечной ассоциации май 2007г.), I съезд школьных библиотекарей РФ, в которых принимали участие представители органов государственной власти, руководители органов управления образования всех уровней, ведущие специалисты библиотечного сообщества, представители общественных организаций, духовенства, деятели культуры, науки и образования. Цель событий – привлечь внимание к ситуации, сложившейся в библиотечной системе страны, наметить перспективы развития библиотек РФ. Были обозначены многие болевые моменты и пути выхода из кризиса. Это, в частности:
• укрепление местной информационно-библиотечной среды
• укрепление материальной, технической и финансовой базы библиотек, в т.ч. и школьных
• возрождение в стране на новой современной основе библиотечного дела
• решение кадровых вопросов
• обновление нормативной базы.

В нашей Владимирской области мы видим в школьном библиотекаре педагога, несущего информационную культуру в педагогическую среду, специалиста, который должен поддерживать и обеспечивать образовательные задачи, сформулированные в концепции школы и в школьной программе, развивать и поддерживать в детях привычку и радость чтения и учения, а так же формировать потребность пользоваться библиотекой в течении всей жизни, побуждать ученика овладевать навыками критической оценки и использования информации вне зависимости от вида и формата носителя, применять полученные знания на практике. К сожалению, несовершенство законодательной и нормативной базы, действующей на сегодняшний день для библиотек ОУ, негативно сказывается на качестве работы. Так, до сих пор действует законодательная практика, принятая еще с советских времен, когда ставка библиотекаря зависит от классов-комплектов в ОУ, а их количество из-за демографического спада неуклонно сокращается. Во многих школах (особенно сельских) библиотека превращается в пункт выдачи учебников к новому учебному году, а не в важнейший ресурс по созданию информационной среды ОУ.

В условиях, когда значительная часть библиотек школ области находится в подобном положении, с трудом изыскиваются пути и возможности поддержки совершенствования библиотечного обслуживания педагогов и школьников.

Сегодня одна из главных наших библиотечных проблем – взаимодействие библиотек ОУ с целью качественного обслуживания всех участников образовательного процесса. Эта задача должна решаться путем создания единого информационно-библиотечного образовательного пространства области. Не только Интернет должен быть помощником пытливого ученика и учителя при недостаточном централизованном комплектовании фонда школьных библиотек, важно, чтобы весь объем поступивших изданий был отражен в единых информационно-поисковых системах, в частности, в корпоративных электронных базах данных школьных библиотек.

Создание единой информационной базы - вопрос не простой и требует серьезной организационной подготовки. Школьным библиотекам придется на паритетных началах представить собственные, пусть небольшие, информационные ресурсы, которые должны концентрироваться в одном месте, как на сервере, на базе одной школы или городских / районных методических кабинетах, выполняющих функции руководящего и координационного звена по работе со школьными библиотекарями.

Далее

Используются технологии uCoz
на главную