1. МОДЕЛИРОВАНИЕ ШКОЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ.

Колодина Наталья Александровна,
руководитель сектора методической работы НБ ПГПИ, магистр библиотековедения г. Павлодар, Республика Казахстан


ПРОЕКТ «МОДЕЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ»

Главные задачи современной школьной библиотеки – информационное обеспечение учебного процесса, внеучебной и воспитательной работы школы, гармоничное развитие читателей-школьников, предоставление им широких возможностей духовного роста, личностного и интеллектуально-творческого совершенствования. Школьная библиотека – сердце учебного заведения. Она координирует работу учителя и ученика, выполняет все главные функции образовательного процесса: образовательную (обеспечивая учебными изданиями), развивающую (предлагая дополнительные информационные материалы), воспитательную (рекомендуя художественную литературу и организуя массовые мероприятия), эстетическую (пропагандируя материалы по искусству), информационную (ориентируя в быстроменяющемся информационном пространстве). От ритма работы этого хранилища знаний, информационного сердца школы, во многом зависит качество учебного процесса.

Значимость школьной библиотеки и библиотекаря-профессионала для становления личности школьника стократно возрастает в сельской местности. В сложившейся системе информационного обеспечения системы образования роль библиотеки сельской школы уникальна. Если в городе у ребенка есть выбор, он может пойти в детскую библиотеку или мультимедийный информационный центр, то в селе часто первая и единственная библиотека – это библиотека школы. И не только для первоклассника, но и для учащихся старших классов, учителей и родителей.

На селе библиотека школы должна выступать как в качестве эффективного информационного посредника, так и стимула интеграции личности в системе мировой и национальной культуры, способствовать воплощению идеи национального и межнационального единения, социального прогресса, культуры и образования.

Происходящие в образовании перемены влекут за собой необходимость модернизации работы школьных библиотек. Под воздействием научно-технического прогресса меняется техническая и технологическая база информационной библиотечной деятельности. Вместе с тем, библиотеки сельских школ, являясь востребованными структурами системы образования, в большинстве случаев лишены условий, необходимых для реализации своих потенциальных возможностей. Исследования, проведенные библиотековедами Казахстана и России, свидетельствуют о возрастающем противоречии между ростом информационных потребностей педагогов и учащихся и ограниченными информационными ресурсами школьных библиотек. Все более заметным становится отставание библиотек сельских школ в комплектовании фондов современными изданиями на бумажных и электронных носителях, использовании компьютерных технологий для удовлетворения информационных потребностей педагогов и учащихся.

Среди проблем, с которыми сталкиваются библиотеки сельских школ, нерешенными остаются: невысокий уровень технического оснащения, профессиональная разобщенность библиотекарей, отсутствие стабильной методической помощи от авторитетных специалистов. Решение обозначенных проблем требует комплексного подхода, который позволит качественно изменить уровень работы библиотек сельских школ.

Совершенствование деятельности библиотек, модернизация библиотечной технологии и повышение уровня профессионализма библиотечных кадров в современных условиях во многом связано с методическим обеспечением их работы. Система методического обеспечения школьных библиотек Казахстана на сегодняшний день представлена головным центром в лице Республиканской научно-педагогической библиотеки (РНПБ), областными методическими центрами в лице библиотек институтов повышения квалификации педагогических кадров (со штатом 1-2 сотрудника), методическими объединениями на уровне городов и районов. Основную нагрузку по методическому сопровождению деятельности школьных библиотек несут специалисты (методисты) по библиотечным фондам в областных, городских и районных департаментах (отделах) образования.

В этих условиях появление нового субъекта в системе методической поддержки школьных библиотек в лице библиотек педагогических вузов, имеющих весомый информационный, методический и кадровый потенциал, весьма актуально.

Научная библиотека Павлодарского государственного педагогического института (НБ ПГПИ) на ниве образования работает с 1962 года. Для оказания методической помощи школьным библиотекам в педвузе имеются все необходимые ресурсы. Богатый книжный фонд включает почти 400 тыс. единиц хранения, в т. ч. современные библиотечные издания. Ежегодно в фонд поступает до 15 тыс. новых книг, свыше 500 комплектов журналов и газет Казахстана, России и других зарубежных стран. Практически все журналы педагогического профиля, выходящие в Казахстане, имеются в НБ ПГПИ. В Библиотеке активно используются новейшие достижения информационных технологий, внедряются достижения библиотечной науки и практики.

С 2005 года НБ ПГПИ на инициативной основе взяла на себя функции центра методической помощи школьным библиотекам области. Сегодня вузовская библиотека оказывает разнообразную методическую поддержку библиотечным сотрудникам школ, работает в тесном сотрудничестве с областным департаментом, городскими и районными отделами образования.

Как показывает практика, библиотеки сельских школ Павлодарской области нуждаются в помощи по различным вопросам деятельности и, прежде всего, по внедрению информационно-компьютерных технологий. Нами было принято решение осуществить проектирование модели сельской школьной библиотеки как информационного центра образования, обеспечивающего школьникам и педагогам свободный доступ к мировым и региональным информационным ресурсам. Была создана творческая группа, возглавили которую В.Ф. Суворова, директор НБ ПГПИ и Н.П. Кузьменко, директор Луганской СОШ. Научное руководство проектной деятельностью осуществляет проректор ПГПИ, д.с.н., профессор Валентина Павловна Шеломенцева, научным консультантом выступает Айман Алиевна Насырова, директор РНПБ Республики Казахстан.

Далее

Используются технологии uCoz
на главную