5. ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ШКОЛЫ: ОБУЧАЕМ И ВОСПИТЫВАЕМ В БИБЛИОТЕКЕ.

Гаврильева Любовь Михайловна,
методист УУО по учебному обеспечению, с. Амга, Амгинский улус, Республика Саха (Якутия).


ИННОВАЦИОННО-ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ

Модернизация современной школы, новые подходы в построении обучения потребовали соответствующего информационно-библиотечного обеспечения. Библиотеки ОУ вынуждены были приступить к постановке новых задач, изменению традиционной деятельности, внедрению инноваций. В настоящее время специфика работы школьных библиотек улуса определяется профилем школы. Среди инноваций – реализация проектов по обеспечению доступа к научной информации для расширения научной и исследовательской деятельности педагогов и учащихся улуса. Тема проекта – «Формирование научных залов в условиях сельских школ как фактор совершенствования информационно-развивающей среды в области образования и педагогики». Проект был разработан с целью пропаганды научных знаний и достижений естественно-гуманитарных наук среди учащихся, привития им интереса к науке с её определяющей ролью в общественном прогрессе.

В условиях новой школы научный зал – перспектива современных методов использования библиотек в образовательных программах, функциональное начало к исследовательскому подходу в библиотечной деятельности.

За 68 лет существования школьной библиотекой Амгинской средней школы № 1 им. В.Г. Короленко накоплен большой и богатый по содержанию и ресурсному потенциалу книжный фонд, что способствовало созданию именно здесь нового типа читального зала – зала научной деятельности. После защиты подготовленного проекта для его реализации в 2001 г. был получен статус Республиканской экспериментальной площадки (РЭП).

На момент открытия зала, в 1998 г., в библиотеке был абонемент и десять посадочных мест для читателей. Общий фонд 40,7 тыс. экз., 70 названий периодических изданий. Количество читателей превышало 1550 человек, в т.ч. 170 учителей. Реализация проекта значительно изменила и статус библиотеки, и эти показатели. Сегодня в библиотеке помимо Ларисы Васильевны Дьяконовой (заведующая библиотекой) работает 2 педагога-библиотекаря. Библиотека имеет следующую структуру:

Отдел обслуживания:
- абонемент;
- общий читальный зал;
- зал телекоммуникационной, компьютерной сети;
- видеотека;
- фонотека.
Научный читальный зал.

В научном зале было оборудовано 20 посадочных мест и компьютерная зона. Его фонд научной литературы насчитывает около 3 тыс. экз., в том числе монографии, научные журналы, диссертации, авторефераты диссертаций, научно-исследовательские работы учителей и учащихся школ. Значителен и фонд нетрадиционных носителей информации: аудио- и видеокассет, компакт-дисков. Число читателей научного зала - свыше 700 человек. При зале функционирует научное общество учащихся «Эрудит». Каждый его член выбирает тему для индивидуальной исследовательской работы, руководствуясь своими познавательными интересами и возможностями, а также рекомендациями учителей-предметников, библиотекарей, научных руководителей. Для многих из них с научного зала начинался путь в будущее.

Научный зал функционирует как центр методической помощи и источник новейшей научной, педагогической, библиографической и иной информации для учителей и учащихся. На его базе проводятся семинары учителей, работников образования, школьных библиотекарей, занятия школы молодых педагогов улуса и школы, интеллектуальные игры. Учебный процесс обогатился новыми методами и технологиями. Установлены связи с научно-исследовательскими и высшими учебными заведениями республики Саха (Якутия). Среди учителей появились свои ученые: соискатели ученых степеней и уже защитившие свои диссертации. В 2004 г., после 5-летнего юбилея научного зала, опыт работы был обобщен в специальной брошюре (Гаврильева Л.М. Школьный научный зал/ Гаврильева Л.М., Дьяконова Л.В.-Амга,2004.-33 с.).

Далее

Используются технологии uCoz
на главную