4. ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ БИБЛИОТЕЧНЫЙ ЦЕНТР ШКОЛЫ КАК МОДЕЛЬ, СПОСОБНАЯ ОБЪЕДИНИТЬ ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

ГОРШКОВА Ольга Александровна,
методист по учебным фондам ГОУ ДПО «Вологодский институт развития образования»


СИСТЕМА БИБЛИОТЕЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ИСТОКИ» В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

В последние десятилетия в российском обществе значительно возросло стремление к возрождению традиций, к возвращению норм и образцов поведения, издавна присущих русскому народу. Воспитание в подрастающем поколении уважительного, вдумчивого отношения к идеалам и ценностям русской цивилизации, помощь в освоении творческого наследия малой родины и России, включение семьи и ближайшего окружения ребенка в процесс формирования его духовного облика – вот актуальные образовательные и воспитательные задачи, которые необходимо решать современному образовательному учреждению.

Для полноценного приобщения ребенка к культурному опыту поколений школе было необходимо выработать совершенно новую линию, позволяющую всем учебным дисциплинам согласованно работать на общую цель. Центральной идеей этой линии обучения стал социокультурный подход, принципы которого воплотились в новой образовательной области «Истоковедение» [5].

На основе социокультурного системного подхода была создана региональная образовательная программа «Социокультурные истоки», автором которой является И.А. Кузьмин, профессор РАЕН. С 1996 года в образовательных учреждениях Вологодской области началась аппробация учебного курса «Истоки». Как отмечает А.В. Камкин, автор учебного курса и программы «Воспитание на социокультурном опыте», появлению «Истоков» в школах предшествовал многолетний кропотливый труд по выстраиванию логики нового, не имевшего аналогов учебного предмета.

В курсе «Социокультурные истоки», в понимании А.В. Камкина, заложены следующие целевые ориентиры:
- направленность на развитие внутреннего, духовного мира ученика ради осознания им себя как деятельностного субъекта сохранения и приумножения духовно-нравственного и социокультурного опыта Отечества;
- воспитание патриотизма, гражданственности, устойчивой и бескорыстной привязанности к своему Отечеству, малой родине, семье и соотечественникам;
- содействие ориентации детей и подростков в современной социокультурной среде, в отечественном духовном и культурном наследии, помощь в формировании их гражданской и культурной идентичности российскому обществу;
- подготовка учащихся к профессиональной деятельности через цикл учебных пособий, расширяющих культурологическую компетентность учащихся, понимание ими духовно-нравственных смыслов важнейших видов человеческой деятельности [3].

В настоящее время «Истоки» успешно преподаются в школах Вологодской, Ярославской, Владимирской, Московской, Архангельской, Ивановской, и ряда других областей России. Востребованность курса «Истоки» объясняется не только исключительной важностью реализуемых в нем задач, но и междисциплинарным характером этого предмета, его способностью органично встраиваться в логику и содержание большинства школьных дисциплин [4].

Основной отличительной чертой курса «Истоки» является то, что проблема духовно-нравственного просвещения и религиозной образованности учащихся решается в рамках светского предмета. На первый план выносятся ценности традиционного отечественного образа жизни, вера рассматривается в качестве одной из важнейших этнокультурных ценностей, приобщение к которым способствует воспитанию духовно богатой личности и сохранению преемственности поколений. «Истоки» обладают значительным потенциалом для воспитания поликультурного мышления, религиозной толерантности, ценностного восприятия любой культуры и религии [7].

Освоение новой образовательной программы «Социокультурные истоки» вызвало закономерную перестройку деятельности образовательных учреждений Вологодской области – появились новые цели, направления, новые формы и методы работы. Естественно, изменили ракурс своей деятельности и школьные библиотеки, миссией которых стало освоение нового социокультурного инструментария, методическая поддержка преподавания «Истоков».

Уже более десяти лет в регионе разрабатывается, дополняется и совершенствуется учебно-методический комплекс (УМК) по курсу «Социокультурные истоки», который включает в себя учебные пособия, методические и дидактические наработки по активным формам обучения и воспитания, тематическое планирование, аудио- и видеоматериалы по предмету, а также издания, охватывающие все ступени курса – от пропедевтики в дошкольных учреждениях до старшей школы и системы профессионального обучения. Эти материалы вкупе с комплектами «Истоки отечественной литературы и русского языка», изданиями серии «Истоки в классике» и другими разработками составляют социокультурный инструментарий истоковедения.

Для содействия развитию школьных библиотек в русле истоковедения образовательным учреждениям области были предложены методические рекомендации по разработке новой модели библиотеки, а также было принято решение выделить ряд опорных, базовых школьных библиотек. Право стать базовыми получили библиотеки образовательных учреждений, занимающихся реализацией системного подхода к «Истокам» в образовании, накопившие значительный опыт работы в данном направлении [4]. Было разработано типовое Положение о Базовой школьной библиотеке муниципального органа управления образованием по работе с учебно-методическим комплексом «Социокультурные истоки» [8].

Далее

Используются технологии uCoz
на главную