1. МОДЕЛИРОВАНИЕ ШКОЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ.

ЛЮБИБОГОВА Наталья Александровна,
зав. библиотекой педколледжа, г. Михайловка Волгоградской обл.

ИЗ ИСТОРИИ КОРПОРАТИВНОЙ ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (КИБС) МУНИЦИПАЛЬНОГО УРОВНЯ

С целью повышения качества обучения и подготовки высококвалифицированных педагогических кадров в 1989 году на базе Михайловского педагогического училища был создан учебно-научно-педагогический комплекс (УНПК). Цель его создания - осуществление процесса подготовки учителя в условиях малого региона (г. Михайловка - районный центр Волгоградской обл.) на основе принципов интеграции, дифференциации, стандартизации, непрерывности, преемственности и завершенности содержания и методического обеспечения на этапах "довузовское-вузовское-послевузовское образование».

Традиционная информационно-библиотечная поддержка не удовлетворяла потребности инновационной образовательной структуры. В результате коллективного проектирования была создана корпоративная информационно-библиотечная система (КИБС), основой которой стали библиотеки учреждений - структурных подразделений УНПК.

КИБС - интегрированная библиотечная система, в целом выражающая единство главных задач и целей всех ее подсистем. При моделировании и последующем совершенствовании деятельности КИБС использованы следующие основные концептуальные идеи:
1. Эффективное функционирование единого образовательного пространства УНПК невозможно без качественно новой модели информационно-библиотечного обслуживания.
2. Объединение библиотек образовательных учреждений в единую систему должно быть направлено на разработку и осуществление связей между библиотеками в целях создания единого информационно-библиотечного пространства системы непрерывного педагогического образования.
3. Создаваемая информационно-библиотечная среда должна ориентироваться на обеспечение как общих, единых для всех участников образовательного процесса потребностей, так и индивидуально-личностных траекторий развития отдельных групп пользователей.
4. Перспективная цель КИБС - создание условий для развития процесса интеграции в общероссийское и мировое информационное пространство.

В соответствии с данными идеями были определены следующие задачи:
- разработка вероятных моделей организации деятельности филиалов КИБС как информационно-библиотечных центров поддержки образовательного процесса;
- модернизация библиотечной сферы всех структур инновационного образовательного учреждения путем внедрения новых информационных, коммуникационных и библиотечных технологий;
- привлечение наибольшего количества участников образовательного процесса в системе НПО к использованию библиотечных ресурсов;
- обеспечение нового качества информационной культуры пользователей в едином информационном образовательном пространстве, направленном на развитие творческого потенциала личности;
- формирование единой информационно-ресурсной базы (актуализация традиционных ресурсов, формирование фонда электронных носителей информации, в том числе учебной, создание единой информационной базы данных КИБС, вхождение в единую локальную сеть комплекса, создание электронной библиотеки и т.д.).

КИБС - объединение независимых в административном и хозяйственном отношении библиотек, совместно решающих все проблемы улучшения качества учебно-воспитательного процесса в ходе непрерывного педагогического образования путём формирования и интенсивного использования единого информационно-библиотечного пространства. В КИБС вошли 5 подразделений (библиотеки школы-сада, двух общеобразовательных школ, педагогического колледжа, филиала Волгоградского государственного педагогического университета), представляющих собой подсистемы целостной открытой информационно-библиотечной системы, имеющие собственную структуру и тесно взаимосвязанные между собой.

Осуществление намеченных задач происходит с учётом основных принципов функционирования УНПК:
Принцип гуманитаризации и гуманизации. В условиях КИБС он сориентирован на информационно-библиотечную поддержку личности учащегося и создание условий для развития его способностей, внутреннего духовного мира, гражданских убеждений; обеспечивается как содержанием информационно-библиотечных ресурсов, так и деятельностью библиотекарей в помощь поликультурному воспитанию.
Принцип демократизации.Сориентирован на свободное сотрудничество библиотекарей и педагогов, библиотекарей и учащихся, студентов, библиотекарей и родителей, библиотекарей друг с другом; обеспечивается свободным доступом пользователей к единым информационно-библиотечным ресурсам системы.
Принцип интеграции.Сориентирован на целенаправленное взаимодействие составных частей библиотечной системы и обеспечивается единым проектированием функционирования каждой из структур и КИБС в целом.
Принцип преемственности.Сориентирован на непрерывность ступенчатой системы информационно-библиотечного обслуживания, содержания информационно-библиотечной подготовки, освоения общеучебных умений и навыков и обеспечивается согласованием планов и программ взаимосвязанных звеньев КИБС.

Реализация данных принципов происходит при осуществлении следующих видов библиотечной деятельности: образовательной, информационной, воспитательной, просветительской, развивающей, коррекционной, консультационной. Несмотря на то, что эти виды деятельности реализуются КИБС на всех ступенях непрерывного педагогического образования, однако, на наш взгляд, на каждой ступени превалируют разные. Так, на начальной ступени образования (д/сад-начальная школа) на первый план в библиотеке выходят образовательная, воспитательная, развивающая деятельность. На средней ступени общеобразовательной школы – информационная, просветительская, коррекционная. На старшей ступени - информационная, просветительская в большей степени для обучающихся в педагогических классах и педагогов, в колледже - в наибольшей степени реализуется информационная, в вузе - консультационная.

Далее
на главную

Используются технологии uCoz