6. ИКТ КАК ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕЛИ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ.

КАРМАНОВСКАЯ Лидия Петровна, АНИСИХИНА Ольга Васильевна, гл. методисты Хабаровского краевого института переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров (ХК ИППК ПК)

Кармановская Л.П.

ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ В УСЛОВИЯХ ЕЕ АВТОМАТИЗАЦИИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Современный этап модернизации российского образования и развития библиотечной системы связан с внедрением в работу школьных библиотек информационных технологий.

В настоящее время возникла потребность в кардинальных изменениях организации информационной среды в школьном образовании. Библиотека общеобразовательного учреждения должна стать центром информационной образовательной среды новой школы. С появлением компьютера в школьной библиотеке преобразуется рутинная работа библиотекаря, предоставляются новые виды услуг с использованием электронного каталога и образовательных мультимедиа - и Интернет-ресурсов. Использование современных технологий повышающих качество и эффективность работы библиотекарей ведут к кардинальным переменам в информационно-библиотечном обслуживании.

Процесс внедрения и развития программного обеспечения в библиотечных технологиях и практике называется автоматизацией библиотеки. Профессор Я.Л .Шрайберг в статье «Автоматизация библиотек сегодня: оценка и осмысление подходов и проблем» //Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества: 5-я Международная конференция. «Крым-98».- Судак.-1998.-1.-С.108. пишет: « Под автоматизацией библиотеки стоит понимать все процессы, связанные с установкой компьютеров на рабочие столы сотрудников библиотеки читательские места и позволяющие поэтапно освободить сотрудников библиотеки от ручных картотек, пишущих машинок, перфораторов и т.д., а читателям – создать эффективный и комфортный сервис в поиске и получении изданий из фондов библиотеки».

Сегодня все участники образовательного процесса: педагоги, учащиеся, библиотекари стремятся к получению оперативной и полной информации с помощью как печатных, так и электронных ресурсов. Умение быстро находить информацию, оценивать ее и использовать в своих интересах стало необходимым навыком для каждого человека.

В Манифесте школьных библиотек ИФЛА записано: « Школьная библиотека предоставляет обучающие программы, книги и иные ресурсы всем членам школьного коллектива, тем самым побуждая пользователей развивать критическое мышление и эффективно использовать все виды информации».

Библиотекари Хабаровского края уже сегодня осваивают современные информационные технологии обработки и хранения информации, а также новые подходы к информационному обслуживанию пользователей с целью создания благоприятных условий для педагогических работников и учащихся образовательных учреждений.

В рамках мероприятий федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды» в 2004 году во все библиотеки средних и основных общеобразовательных учреждений края поступило современное компьютерное оборудование (1 компьютер, 1 принтер и комплект электронных изданий образовательного назначения). Кроме этого осуществлена установка программного обеспечения «Автоматизированная информационная библиотечная система MARK-SQL – версия для школьных библиотек». Эта АИБС ориентирована на специфику школьных библиотек и позволяет осуществить комплексную автоматизацию библиотечной деятельности в школе на основе новых информационных технологий.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в деятельность библиотеки образовательного учреждения требует наличия в структуре профессионализма работника определенного инварианта знаний, умений и опыта применения ИКТ для решения прикладных задач. Чтобы достичь этого, каждому библиотечному работнику необходимо прежде повысить квалификацию в области базовых умений работы на персональном компьютере с использованием мультимедийных ресурсов и только после этого переходить к изучению приемов работы в АИБС MARK-SQL.

Подобное повышение квалификации школьным библиотекарям края целесообразно осуществлять в Хабаровском краевом ИППК ПК на длительных курсах, программа которых предусматривает специальный блок освоения ИКТ, краткосрочных проблемных курсах или через систему семинаров-тренингов, организуемых в территориях края тьюторами по информационным технологиям. Анализ данных по повышению квалификации показывает, что за последние два года обучение использованию ИКТ прошли свыше 380 библиотечных работников. (Отметим, что совокупный штат библиотекарей края составляет 504 человека).

Далее

Используются технологии uCoz
на главную