ФОРМИРУЕМ ИНФОРМАЦИОННУЮ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В структуре профессиональной компетентности учителя значительное место занимает его информационная компетентность – умение искать, отбирать, анализировать и использовать информацию. В настоящее время основы информационной компетентности даются ещё на студенческой скамье во многих педагогических вузах. Так, в Московском городском педагогическом университете (МГПУ) на это нацелен курс «Информационно-библиотечная культура», подготовленный Библиотекой вуза и рассчитанный на все пять лет обучения будущего педагога. Так как ряд филиалов и читальный зал Фундаментальной библиотеки перешли на электронную технологию обслуживания, (книговыдача осуществляется в автоматизированном режиме с использованием штрих-кодов на книгах и читательских билетах), читателей знакомят с технологией заказа книг. Помимо основ работы с традиционными и электронными каталогами, пользователи получают информацию о возможностях работы с электронными документами локального (CD-дисками) и удаленного доступа (Интернет) в 15 читальных залах Библиотеки. На старших курсах студентов знакомят с методикой библиографического поиска в традиционных и электронных каталогах, учат составлять поисковое предписание, работать с универсальными и отраслевыми изданиями, формировать справочно-поисковый аппарат научной работы – составлять библиографическое описание документов, оформлять ссылки, строить список используемой литературы. Поскольку многие факультеты университета расположены в разных районах Москвы, обучение студентов проводят непосредственно библиотечные работники соответствующих филиалов Библиотеки. Это позволяет строить занятия, ориентируясь как на профиль факультета, так и на специфику каждой конкретной специальности студентов. Подобный подход значительно повышает качество информационно-библиотечной компетентности будущего преподавателя-предметника, но требует от специалистов библиотек-филиалов самостоятельной разработки содержания занятий. (См. например: Юдахина О.А. Тактика и методика поиска специальной литературы для учителя немецкого языка//Педагогические библиотеки – школьным.-М.,2002.-С.53-55). Особое внимание в курсе «Информационно-библиотечной культуры» в МГПУ уделено формированию умений работать с новыми информационными технологиями в библиотеке. Значительное место в общем объеме СПА современной вузовской библиотеки занимают библиографические ресурсы Интернета. Библиотекой МГПУ разработан свой Путеводитель по Интернету – указатель рекомендованных специалистами кафедр профильных сайтов. Мы считаем, что работать с сетевыми библиографическими ресурсами должна научить именно вузовская библиотека. Так, например, на занятиях, проводимых филиалом Библиотеки при химико-биологическом факультете, будущий преподаватель биологии получает информацию о том, что:
Полученные студентами в библиотеке знания о методике поиска расширяют возможности доступа к справочным ресурсам, где вход, как правило, платный. Поэтому мы информируем о тех сайтах, где можно воспользоваться бесплатным пробным доступом, как, например, в «Рубриконе» (www.rubricon.com). Наши занятия ориентированы не только на сегодняшние нужды студентов, но и на перспективу. Так, зная об отсутствии в школьных библиотеках периодики, в том числе профильной, мы акцентируем внимание студентов на то, что Интернет предоставляет возможность заменить подписку ряда изданий просмотром электронных версий:
Таким образом, успешно освоив методику и тактику поиска электронной информации, будущий педагог не только сокращает время на её нахождение, но и получает представление о репертуаре наиболее авторитетных сайтов своего профиля, приобретает практические навыки работы с ними, которые пригодятся ему в процессе принятия педагогических решений. В том случае, когда соответствующие знания в вузе будущим педагогом не получены, их приходится впоследствии по крупинке собирать самостоятельно, прибегая к помощи самых различных библиотек и информационных структур образовательных учреждений. на главнуюИспользуются технологии uCoz
|