7. МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ШКОЛЬНЫМ БИБЛИОТЕКАМ

ЮДАХИНА Ольга Александровна,
заведующая. филиалом библиотеки МГПУ


ФОРМИРУЕМ ИНФОРМАЦИОННУЮ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

В структуре профессиональной компетентности учителя значительное место занимает его информационная компетентность – умение искать, отбирать, анализировать и использовать информацию. В настоящее время основы информационной компетентности даются ещё на студенческой скамье во многих педагогических вузах. Так, в Московском городском педагогическом университете (МГПУ) на это нацелен курс «Информационно-библиотечная культура», подготовленный Библиотекой вуза и рассчитанный на все пять лет обучения будущего педагога.

Так как ряд филиалов и читальный зал Фундаментальной библиотеки перешли на электронную технологию обслуживания, (книговыдача осуществляется в автоматизированном режиме с использованием штрих-кодов на книгах и читательских билетах), читателей знакомят с технологией заказа книг. Помимо основ работы с традиционными и электронными каталогами, пользователи получают информацию о возможностях работы с электронными документами локального (CD-дисками) и удаленного доступа (Интернет) в 15 читальных залах Библиотеки.

На старших курсах студентов знакомят с методикой библиографического поиска в традиционных и электронных каталогах, учат составлять поисковое предписание, работать с универсальными и отраслевыми изданиями, формировать справочно-поисковый аппарат научной работы – составлять библиографическое описание документов, оформлять ссылки, строить список используемой литературы.

Поскольку многие факультеты университета расположены в разных районах Москвы, обучение студентов проводят непосредственно библиотечные работники соответствующих филиалов Библиотеки. Это позволяет строить занятия, ориентируясь как на профиль факультета, так и на специфику каждой конкретной специальности студентов. Подобный подход значительно повышает качество информационно-библиотечной компетентности будущего преподавателя-предметника, но требует от специалистов библиотек-филиалов самостоятельной разработки содержания занятий. (См. например: Юдахина О.А. Тактика и методика поиска специальной литературы для учителя немецкого языка//Педагогические библиотеки – школьным.-М.,2002.-С.53-55).

Особое внимание в курсе «Информационно-библиотечной культуры» в МГПУ уделено формированию умений работать с новыми информационными технологиями в библиотеке. Значительное место в общем объеме СПА современной вузовской библиотеки занимают библиографические ресурсы Интернета. Библиотекой МГПУ разработан свой Путеводитель по Интернету – указатель рекомендованных специалистами кафедр профильных сайтов. Мы считаем, что работать с сетевыми библиографическими ресурсами должна научить именно вузовская библиотека. Так, например, на занятиях, проводимых филиалом Библиотеки при химико-биологическом факультете, будущий преподаватель биологии получает информацию о том, что:
- библиографические ресурсы Интернета представлены, прежде всего, электронными каталогами библиотек. Для студентов-биологов представляют интерес ЭК библиотек естественнонаучного профиля: ГПНТБ (www.gpntb.ru), БЕН (http://ben.irex.ru), ЦНСХБ (www.cnshb.ru), ЦНМБ (www.scsml.rssi.ru), ГНПБ (www.gnpbu.ru), РГБ (www.rsl.ru);
- эффективными в библиографическом поиске оказываются корпоративные страницы учреждений: «Российское образование» (www.edu.ru), «Московское образование» (www.mosedu.ru), предлагающие Федеральные и региональные перечни учебников на следующий учебный год, Федеральные и городские программы по образованию;
- отдельные страницы Сети посвящены конкретно учителям биологии: «Я иду на урок биологии» (http://bio.1september.ru);
- существуют многочисленные специализированные полнотекстовые базы, такие как «Эколайн» (www.ecoline.ru), «НИА-Природа» (www.lib.priroda.ru)
- учебные и познавательные материалы по биологии можно найти на «Российском общеобразовательном портале» (www.school.edu.ru);
- в базе «Учебники Москвы» можно познакомиться с профильными методическими материалами, подготовленными для педагогов Москвы специалистами МИПКРО (http://textbook.keldysh.ru);
- наша вузовская библиотека предоставляет своим пользователям возможность бесплатно работать в популярных электронных библиотеках: «Центральной библиотеке образовательных ресурсов» (ЦБОР) с полными текстами 11 тысяч вузовских учебников (www.edulib.ru), EBSCO (www.neicon.ru/res/ebsco.htm) с англоязычными полнотекстовыми базами;
- можно производить поиск в бесплатных электронных библиотеках: популярной библиотеке Максима Мошкова (www.lib.ru), образовательной библиотеке «Vivos voco!» (www.vivovoco.rsl.ru), Научной электронной библиотеке (http://elibrary.ru).

Полученные студентами в библиотеке знания о методике поиска расширяют возможности доступа к справочным ресурсам, где вход, как правило, платный. Поэтому мы информируем о тех сайтах, где можно воспользоваться бесплатным пробным доступом, как, например, в «Рубриконе» (www.rubricon.com).

Наши занятия ориентированы не только на сегодняшние нужды студентов, но и на перспективу. Так, зная об отсутствии в школьных библиотеках периодики, в том числе профильной, мы акцентируем внимание студентов на то, что Интернет предоставляет возможность заменить подписку ряда изданий просмотром электронных версий:
- центральных и местных газет («Российская газета» (www.rg.msk.ru), «Тверская, 13» (www.tver13.org),
- педагогических газет («1 сентября» (www.1september.ru/ru) c приложением «Биология» (www.bio.1september.ru), «Учительская газета» (www.ug.ru),
- отраслевых журналов («Биология моря» (www.bm.dvo.ru), «Молекулярная биология» (www.eimb.ru./molbio), «Бюллетень Московского общества испытателей природы» (www.maik.ru), «Наука и жизнь» (www.nauka-zizn.ru) и др.).

Таким образом, успешно освоив методику и тактику поиска электронной информации, будущий педагог не только сокращает время на её нахождение, но и получает представление о репертуаре наиболее авторитетных сайтов своего профиля, приобретает практические навыки работы с ними, которые пригодятся ему в процессе принятия педагогических решений.

В том случае, когда соответствующие знания в вузе будущим педагогом не получены, их приходится впоследствии по крупинке собирать самостоятельно, прибегая к помощи самых различных библиотек и информационных структур образовательных учреждений.

на главную

Используются технологии uCoz