1. МОДЕЛИРОВАНИЕ ШКОЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ.


АНТИПОВА Валентина Борисовна,
зав. библиотекой ПОИПКРО, г. Псков


МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ В ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ

Развитие информационных технологий повлияло на все сферы жизнедеятельности социума, в том числе, на образование, которое рассматривает сегодня как «… такое образование, получив которое человек способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться» [1, 16].

Основой самостоятельной работы и самообразования являются знания и умения информационно-поисковой деятельности. Одним из институтов, которым принадлежит важнейшая роль в формировании информационных навыков, является школьная библиотека.

В условиях информатизации образования школьные библиотеки переходят от обучения библиотечно-библиографической грамотности к формированию информационной грамотности школьников.

Информационная грамотность учащихся, которую мы определяем как совокупность знаний, умений, навыков, мировоззренческих и поведенческих качеств учащегося, позволяющих ему эффективно находить, оценивать, использовать информацию для успешного включения в разнообразные виды деятельности и отношений, является начальным уровнем информационной компетентности и основой для последующего непрерывного развития личности [2].

Информационная грамотность – это социально-педагогическая характеристика учащегося, отражающая его инструментальную и когнитивную деятельность в процессе поиска и работы с информационными ресурсами. Ее структура охватывает умения и навыки работы с текстом; умения и навыки пользования книгой и библиотекой; знания и умения использования особенностей средств массовой информации; умения использования новых информационных технологий при поиске и организации информации.

Предлагаем модель формирования информационной грамотности в школьной библиотеке. При проектировании модели в качестве необходимых условий ее эффективности мы выделили следующие:
- необходимость организации последовательного систематического обучения на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей и потребностей учащихся;
- создание условий для самостоятельной деятельности учащихся в ходе учебного процесса с привлечением максимально широкого спектра информационных ресурсов и технологий;
- использование активных форм и методов обучения, позволяющих вовлекать каждого из учащихся в самостоятельную, творческую деятельность.

Эти положения подвели нас к идее создания 3-х уровневой концентрической модели, в которой каждый концентр соответствует определенному уровню обучения. Идея модели основана на последовательном поэтапном формировании навыков от простых к сложным на трех уровнях, которые соотносятся с возрастными особенностями учащихся.

Методологической основой модели выступает личностно-деятельностный подход, с позиций которого мы определяем сущность процесса обучения при формировании информационной грамотности в школьной библиотеке как организацию самостоятельной познавательной работы учащихся под руководством библиотекаря по построению личностного знания, формированию элементами информационного мировоззрения и овладению информационно-аналитическими умениями, необходимыми при взаимоотношениях с информацией.

Содержание обучения основано на программе «Основы информационной грамотности», которая включает необходимый минимум знаний об информационных ресурсах и информационной деятельности. При составлении программы учитывался тот факт, что часть необходимых знаний, умений и навыков учащиеся приобретают на уроках информатики, литературы, словесности и других, а также при посещении массовых мероприятий библиотеки.


Далее

Используются технологии uCoz
на главную