3. ИБЦ (БИЦ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - ДОСТИЖЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ, ОПЫТ РАБОТЫ.

РОГОЗИНА Елизавета Борисовна, зав. библиотекой школы № 7 г. Омска

РОЛЬ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЯ

Наша библиотека существует, как и школа, с 1967 года. Я работаю зав. библиотекой 9 лет. В течение последних лет в работе библиотеки произошли положительные изменения: открылся читальный зал, пополняется фонд библиотеки в соответствии с потребностями читателей. Несколько лет назад в библиотеке появился компьютер, ведутся, помимо карточных, электронные каталог (сначала ИРБИС, теперь МАРК) и картотеки, в фонде библиотеки более 100 компакт-дисков. Стараемся, по возможности, приобретать новую педагогическую, методическую литературу.

А в 2003 году была разработана программа развития библиотеки «Информационно-библиотечный центр». Программа включает улучшение информационно-библиотечного обслуживания и повышение уровня информационной культуры педагогов.

Повышение уровня информационно-библиотечного обслуживания педагогов предусматривает широкое использование нетрадиционных источников информации – образовательных компакт-дисков и ресурсов сети Интернет, услуги электронной почты, электронные картотеки, указатели, каталоги для учителей, организацию Дней специалиста. Пока библиотека не имеет выхода в Интернет, но в самое ближайшее время Интернет у нас будет. Но и сейчас мы уже накапливаем и используем информацию, «добытую» из Интернета. В сеть выхожу с домашнего компьютера, информацию приношу в библиотеку и «раскладываю» по папочкам.

Материалы (полнотекстовые!) классифицируются в соответствии с ББК. Отдел 74 представлен довольно подробно: программы, документы МО РФ, история педагогики, педтехнологии, воспитательная работа (по направлениям), методика преподавания (по предметам). Папка уже сейчас довольно «увесистая» - 1,2 Гб. Идет работа над созданием аннотированной картотеки специализированных Интернет-сайтов для учителей.

Одновременно с разработкой программы я окончила курсы «Intel –Обучение для будущего». Первые созданные мной презентации были для учителей. «Поэтические индивидуальности Серебряного века», «Строение и функции органоидов клетки», «Государственные символы России», «Селекция животных», которые используются при проведении уроков. Так с «подачи» библиотеки в школе начато использование компьютера на уроке. А сейчас уже 14 учителей прошли обучение на курсах и научились сами создавать презентации. Сейчас идет работа над электронным вариантом библиографического указателя методических материалов для классных руководителей.

В соответствии с программой развития организованы занятия по повышению уровня информационной культуры педагогов. Разработана и утверждена директором школы программа курса, рассчитанная на два года и включающая в себя такие, например, темы: ресурсы библиотеки, справочно-библиографический аппарат, школьная библиотека – информационно-библиотечный центр школы, формы и методы формирования информационной культуры учащихся и др.

Учитель должен осознать себя создателем, носителем и распространителем информации, должен владеть современными средствами поиска, оценки и использования информации. Проведенное анкетирование показало, что, к сожалению, педагоги не помнят, как пользоваться традиционным карточным каталогом, и, тем более, не имеют представления об электронном, никогда не работали в сети, многие не использовали компакт-диски.

В 2004-2005 учебном году была проведена апробация программы курса – занятия проводились с одним из школьных методобъединений - МО учителей начальной школы.

В текущем учебном году запланированы подобные занятия для всех ШМО. Повышая свою информационную культуру, а также используя новые возможности школьного информационно-библиотечного центра, в своей профессиональной деятельности, учитель любой предметной области получает:
- возможность самостоятельного поиска необходимой информации;
- доступ к большему объему учебной и педагогической информации;
- возможность сделать обучение более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия ребенка в мультимедийный контекст;
- возможность информатизации процесса обучения конкретной образовательной области.



Используются технологии uCoz
на главную