2. БИБЛИОТЕКА-МЕДИАТЕКА: НА ПУТИ К 20-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ.

Харлампьева Туйара Николаевна., зав. библиотекой, Дягилева А.С., учитель русского языка и литературы, Захарова З.Н., учитель якутского языка и литературы, Р. Саха (Якутия), Чурапчинский улус, Чурапчинская улусная гимназия

МЕДИАТЕКА КАК ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

В 2003 году в Чурапчинской улусной гимназии был разработан проект модернизации гимназической библиотеки. Его авторами стали заведующая библиотекой Т.Н. Харлампьева и два педагога, А.С. Дягилева, учитель русского языка и литературы, и З.Н. Захарова, учитель якутского языка и литературы. В качестве модели мы выбрали библиотечный медиацентр (медиатеку), т.к. считаем эту модель весьма актуальной в современных условиях стремительного роста потока информации, когда в библиотечной сфере все большее применение находят новейшие средства информационных технологий. Стоящая перед гимназией цель – воспитать гимназиста как успешную личность, определила профиль нашей модернизированной библиотеки: медиатека как центр развития личности, центр инновационный, с образовательными и методическими функциями.

Согласно проекту, цель модернизации: создание и обеспечение условий для свободного доступа к любым информационным ресурсам на основе использования современных компьютерных технологий и средств телекоммуникаций для учителей и учащихся. В основу проекта были положены следующие положения:
- Медиатека создается на базе библиотеки как самостоятельное структурное подразделение гимназии;
- Медиатека создается для внедрения новых информационных технологий в образовательный и управленческий процесс;
- Медиатека создается для оказания методической помощи учителям, внедрения и пропаганды передового педагогического опыта и инноваций в области образования, для создания школьного банка данных педагогической информации, создания и развития модемной связи библиотеки с библиотеками улуса, республики;
- Медиатека создает соответствующие современные, инновационные, информационные условия для реализации самостоятельности учащихся в обучении, и познавательной, творческой деятельности с широкой опорой на коммуникацию;
- Медиатека ведет накопление и систематизацию традиционных и нетрадиционных носителей информации, информационных ресурсов по предметам, по отдельным отраслям знания.

В ходе подготовки проекта мы выдвинули гипотезу о том, что модернизация будет эффективна при соблюдении следующих условий:
- медиатека как информационный центр гимназии должна быть оснащена современной материально-технической и лабораторной базой;
- учебно-воспитательную работу в медиатеке необходимо организовать на принципах личностно-ориентированной педагогики, что создаст условия для формирования и развития у каждого учащегося высоконравственных, гуманистических качеств;
- воспитание информационной культуры гимназистов будет основываться на индивидуально-ориентированном подходе в обучении, с учетом способностей и возможностей каждого ученика.

Наш проект рассчитан на восемь лет, 2003-2010 годы, и должен быть реализован в 3 этапа.
I этап. Подготовительный период (2003-2005 гг.)
- Подготовка документов к реорганизации библиотеки в медиатеку;
- Обогащение фонда медиатеки медиапродукцией;
- Приобретение программ для создания автоматизированной информационной системы;
- Ввод в электронный каталог библиотечного фонда и новых поступлений;
- Реорганизация расстановки фонда;
- Оборудование и полное техническое оснащение медиатеки;
- Создание клуба «Чаран Сипсиэрэ».
II этап. Реализация программы (2005-2008 гг.)
- Работа по программе создания медиатеки;
- Реализация всех видов работы с информацией на практике;
- Реальный выход через локальную сеть в учебно-воспитательный процесс гимназии;
- Практическое включение системной многофункциональной работы медиатеки в жизнь гимназии.
III этап. Корректирующий этап (2008-2010 гг.)
- Анализ обращаемости к услугам медиатеки;
- Изучение запросов пользователей, выявление спроса;
- Корректировка работы с информационной продукцией (редактирование, отбор, доработка).

При создании проекта мы думали и об оценке ожидаемых результатов. В качестве критериев было решено использовать:
- умение пользователей находить требующуюся информацию в различных ностителях;
- использование учителями на уроках мультимедиа-объектов и электронных учебников;
- публикации творческих работ учащихся и педагогов (в виде веб-страничек, статей в школьном журнале, репортажей школьной телестудии).

Думали мы и о возможности определенных негативных последствий, в первую очередь, о перспективе снижения читаемости, спроса на печатные источники, а также информационной перегрузке учащихся. Чтобы избежать этого, корректировать негативные аспекты модернизации библиотеки, было решено систематически изучать читательский спрос, начитанность ребят и отслеживать их интересы. В целях воспитания грамотного, культурного читателя проводить медиа- и библиотечные уроки, использовать работу клуба «Чаран Сипсиэрэ». Информационной перегрузке, по нашему мнению, должна противостоять системность, плановость информирования с использованием таких форм как «Дни информации», «Дни новых книг», информирование к знаменательным и памятным датам.

В настоящее время проект успешно реализуется. Медиатека стала активным участником педагогического процесса. Используя разнообразные формы рабоы: индивидуальные (беседы, консультации, диалоги), групповые (медиа-, библиотечные уроки, читательские конференции), урочные (интегрированные уроки), внеурочные (клуб «Чаран Сипсиэрэ», досуговые мероприятия и пр.) – мы стимулируем процесс самообразования, расширяем кругозор пользователей, обучаем навыкам информационной культуры, развиваем медийную компетенцию гимназистов и педагогов, формируем критическое мышление, .воспитываем культурного, грамотного читателя.



Используются технологии uCoz
на главную