7. МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ШКОЛЬНЫМ БИБЛИОТЕКАМ

ДЗЮИНА Галина Вениаминовна,
зам. директора библиотеки Глазовского государственного педагогического института



ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВУЗОВСКОЙ БИБЛИОТЕКИ КАК ДЕРЖАТЕЛЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКИМ НАУКАМ

Библиотека Глазовского государственного педагогического института в следующем году будет отмечать свой юбилей. Со дня открытия при учительском институте прошло 70 лет. За столь внушительный период библиотека преобразовалась, фонд пополнился коллекциями виднейших ученых, педагогов, документами на различных носителях. Библиотечный фонд привлекает не только богатым содержанием документов по педагогическим наукам, он еще уникален по своим хронологическим рамкам. Библиографической редкостью являются профильные научные и методические журналы 1939, 1952 годов издания. Бесценен фонд редких книг, состоящий из изданий XIX века по техническим и гуманитарным дисциплинам. Несомненно, накопленный массив информации, особенно по педагогическим наукам, представляет большой интерес у работников общеобразовательных учреждений и библиотека не должна ограничиваться институтским контингентом читателей. Наша библиотека решила информационную работу выстроить по схеме: школа (1) → вуз→ школа (2) , где в роли школа (1) выступает ученик, вуз → студент, школа (2) → учитель.

Каковы мотивы создания данной цепочки? Во-первых, общность задач информационного обеспечения учебного процесса. Во-вторых, соответствие библиотечного фонда профилю выпускаемых институтом специалистов и, в-третьих, преемственность целевой аудитории. Наш педагогический институт является одним из ведущих центров педагогического образования в республике. Основной контингент студентов – это ученики сельских школ республики. Соответственно учителями школ города и района являются в большинстве выпускники нашего педвуза. Мы стремимся к более тесному взаимодействию с библиотеками общеобразовательных учреждений. На базе института прошли курсы повышения квалификации библиотекарей, о проводимых Днях информации сообщаем по электронной почте педагогический коллектив школ. В более проигрышном положении находятся учителя района, которые испытывают сложности в получении информации из-за ограниченности ресурсов сельских школьных библиотек. Поэтому мы с методистами РМО (районное методобъединение) обсудили интересующие учителей темы и составили программу «Дня специалиста». Для учителей-предметников были подготовлены обзоры книжных и периодических новинок по специальности, выставки, проведены занятия по пользованию электронным каталогом, оформлены буклеты. В буклетах представлены адреса нескольких профильных электронных ресурсов и их краткая аннотация. Воспользовавшись ими, педагог экономит не только свое время, но и средства ОУ, при этом результативность поиска информации значительно возрастает. Подобные мероприятия прошли для учителей иностранных языков, математики, музыки, русского языка и литературы.

Являясь самой мощной библиотекой в системе образования города и района, мы стремимся обеспечить достаточный доступ к своим информационным ресурсам. Значительный шаг в этом направлении – это создание Web-сайта библиотеки и внедрение в виртуальное информационное пространство – Интернет. Благодаря сайту, расширяется информационный сервис библиотеки, спектр предлагаемых нами услуг. Пользователям предложена информация о новых поступлениях по дисциплинам, выписываемых периодических изданиях, планируется составить сводный список периодических изданий учебных библиотек города. С целью обеспечения доступности фонда в библиотеке созданы библиографические БД «Книги», «Статьи», «Редкие документы», «Авторефераты».

Сегодня доступ к ресурсам библиотеки имеют учителя города и района, воспитатели, социальные педагоги и другие категории читателей. Им предоставлено право пользования читальными залами и медиатекой с возможностью выхода в Интернет. НБ ГГПИ ищет новые формы сотрудничества с библиотеками общеобразовательных учреждений и выставленная на обсуждение тема о модели обеспечения образовательного процесса библиотечно-информационными ресурсами, по-моему, очень актуальна. Я считаю, необходимо создание региональных моделей, которая будет более конкретна и приемлема.



Используются технологии uCoz
на главную